Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Сочи торжественно открыли памятник погибшим воинам СВО
Мир
Путин поздравил с Днем Победы лидеров стран СНГ, Абхазии и Южной Осетии
Армия
ВС РФ нанесли групповой ответный удар по объектам ВПК на Украине
Спорт
МОК не будет вручать российским атлетам перешедшие им медали Олимпиады
Мир
Захарова указала на осуждение РФ решения Берлина о запрете символики ВОВ
Мир
СМИ узнали о недовольстве лидерами ЕС деятельностью главы Еврокомиссии
Пресс-релизы
Парад Победы на Красной площади 9 Мая на уличных экранах увидят более 50 млн раз
Мир
Премьер Армении Пашинян прибыл с визитом в Москву
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Кисловка и Новокалиново
Авто
Средняя цена автомобиля с пробегом в России снизилась
Общество
В центре Москвы прошел сильный снегопад
Мир
Лукашенко направился с рабочим визитом в Россию
Мир
Президент Румынии Йоханнис пообещал рассмотреть передачу Украине ЗРК Patriot
Армия
На параде Победы в Новосибирске пролетит истребитель И-16 времен ВОВ
Армия
ВКС России получили вторую в 2024 году партию истребителей Су-35С
Мир
Израиль вновь открыл КПП «Керем-Шалом» для доставки гуманитарной помощи
Политика
Лавров заявил о новых попытках «властителей мира» подчинить РФ своим интересам
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Всемирный фонд дикой природы составил рейтинг регионов, в которых в этом году изменился сценарий лесных пожаров. Ситуация прошлого года в Сибири, где горели более 5 млн га леса, может не только повториться, но и усугубиться, считают эксперты. А вот, например, в Амурской области, где строго контролируют запрет на пал сухой травы, обстановка явно стала лучше. Как еще можно сократить количество возгораний в лесах, разбирались «Известия».

Обстановка накаляется

В некоторых регионах России в 2020 году леса стали гореть сильнее, чем когда-либо за последние 20 лет, рассказали «Известиям» во Всемирном фонде дикой природы (WWF), где проанализировали статистику Рослесхоза. В их числе Белгородская, Воронежская, Кемеровская, Курская, Липецкая, Новосибирская, Омская и Орловская области, а также республика Адыгея.

— В первую очередь на это повлияли климатические факторы. Та жара, которая стоит в Восточной части России, в Сибири, а также на юге Европейской части страны сказывается на пожарной обстановке, — пояснил директор лесной программы WWF Андрей Щеголев.

В пожарной статистике из года в год в числе самых «пылающих» регионов — республика Саха (Якутия), Забайкальский и Красноярский края, Амурская и Иркутская области, отметили в WWF. Средняя площадь пожаров в Якутии достигает более 1,5 млн га.

— Если усилится жара, пожарная нагрузка станет возрастать. Сибирь однозначно будет гореть. Ситуация прошлого года, скорее всего, повторится, а может быть и превзойдет по масштабам. 90% пожаров происходит по вине человека, однако вряд ли режим самоизоляции как-то изменит ситуацию, — отметил Андрей Щеголев.

Пал
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

В Рослесхозе «Известиям» сообщили, что есть еще ряд регионов, где горимость лесов в этом году выше показателей предыдущих лет. Речь о Брянской области, Краснодарском крае, республиках Алтай и Хакасия. А увеличение площади пожаров, по данным агентства, наблюдается в Республике Тыва, Забайкальском и Красноярском краях, Омской и Еврейской автономной областях.

В конце апреля на совещании у президента глава Минприроды Дмитрий Кобылкин сообщил, что грядущее лето может стать самым жарким за всю историю метеонаблюдений.

Регионы, территориально расположенные в зоне риска, будут продолжать стабильно гореть, уверены специалисты. Если не решать существующие проблемы, огня будет становиться еще больше, поскольку с каждым годом растет количество пожароопасных дней. К 2050 году их число увеличится на три недели, подчеркнул Андрей Щеголев.

По данным Авиалесохраны, на всей территории Забайкальского края сейчас действует режим ЧС. Особый противопожарный режим введен в 53 субъектах России.

С палу, с жару

Помимо погодного фактора, основная причина пожаров — выжигание сухой травы на сельхозземлях, которое призвано якобы уберечь от пожара, а в итоге только провоцирует его. Особенно эта проблема актуальна для юга Сибири (Алтая, Забайкальского края, Иркутской области). Там влияние оказывают сразу два обстоятельства — жаркая погода и методы борьбы с травой, пояснил Андрей Щеголев.

Россия — не единственная страна, которая страдает от них, добавил он. В США, где на защиту лесов выделяется в разы больше денег, пал травы также сгубил не одну сотню гектаров леса.

Примечательно, что Амурская область, где средняя площадь пожаров обычно составляет более одного миллиона гектаров, в рейтинге WWF оказалась в числе регионов, которые в 2020 году горят значительно меньше среднего за последние 20 лет. Основная причина улучшения ситуации в субъекте — тотальный запрет на профилактическое выжигание травы.

Пал
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Агарышев

— Амурская область всегда была в первой тройке майских пожаров, а в прошлом году не вошла даже в десятку регионов. За палом травы там стали жестко следить, — отметил председатель Общественного совета при Рослесхозе Владимир Морозов.

Меньше обычного горят в нынешнем году также Астраханская и Курганская области, Республика Башкортостан, Тюменская область и Удмуртская Республика, сообщили в WWF.

В Рослесхозе подтвердили уменьшение количества пожаров в 2020 году в этих регионах. Что касается сокращения площади пожаров, в Рослесхозе отметили эту тенденцию на территории Иркутской области, Приморского и Хабаровского краев.

Большое число лесных пожаров происходит по вине сельхозпроизводителей, уверен глава комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Так, например, в Сибири до 60% лесных пожаров возникло в результате перехода огня с земель других категорий, отметили в Рослесхозе.

— Сельхозпроизводители сейчас получают большую поддержку от государства, но они же являются и причиной ущерба. Если в правила выделения госпомощи внести пункт с требованием об отсутствии пожаров на их землях на протяжении последних трех лет, то, уверен, ситуация изменится. Я предложил эту меру на последних онлайн-слушаниях, — рассказал Николай Николаев.

Проблема куда шире, пояснил Владимир Морозов. Дело в том, что многие леса не входят в государственный фонд, а представляют собой земли сельхозназначения или вовсе брошенные, и никакими документами не регулируются. Контроль за ними не входит в обязанности Авиалесохраны.

— Было много предложений определить статус лесов на сельхозземлях, разрешить вести там фермерство, — поделился Владимир Морозов. — Если они не используются как сельхозземли, губернаторы регионов могли бы передать их государству. Но для этого нужен закон. До начала эпидемии мы были близки к принятию какого-то решения по данному вопросу, но теперь всё снова остановилось.

В центре внимания

Леса продолжают гореть из года в год из-за децентрализации управления отраслью, уверен Владимир Морозов.

Субъектам сейчас приходится самостоятельно бороться с тушением пожаров, а сил и средств у них на это меньше, чем у когда-то мощной и централизованной Авиалесохраны, — подчеркнул эксперт. — Соседям помогать тушить пожар уже нельзя — это уголовное дело, нецелевое расходование средств. Поэтому соседние регионы ждут, когда пожар перейдет на их территорию и только потом начинают его тушить — это абсурд. Нужен централизованный подход.

Кроме того, регионы искажают реальную статистику. Настоящие площади пожаров занижаются. Выявить это можно при сравнении данных с материалами анализа космоснимков, добавил Андрей Щеголев.

Фото: РИА Новости

Еще одна причина, по его словам, — нехватка финансирования. Из-за этого пожары поздно обнаруживают. Регионам не хватает лесников, которые следят за ситуацией.

— Допустим, строится дорога, по ней вывозят лес при вырубке. Потом она остается. По ней ездят охотники, рыбаки, грибники, но никто за дорогой не следит, лесников нет. Так и возникают пожары. В Финляндии и Беларуси, например, где сеть дорог в лесах значительно шире, чем в России, пожары случаются намного реже, потому что есть контроль за хозяйством, — отметил Андрей Щеголев.

По его мнению, России стоит уходить от заготовок древесины в удаленных диких лесах и присмотреться к опыту Финляндии, которая использует продуктивный метод «лесного огорода». Это тоже позволит сократить число пожаров.

Прямой эфир