Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Двое мужчин пострадали при пожаре в цеху по производству окон в Приморье
Мир
Посол в ФРГ назвал «научной фантастикой» систему безопасности в Европе без России
Происшествия
Семь человек пострадали при наезде автомобиля на пешеходов в Нижегородской области
Общество
Троим боевикам ВСУ предъявили обвинение из-за обстрела Ольговки в Курской области
Армия
Бойцы добровольческого батальона «Рысь» рассказали о секретной лаборатории
Армия
Путин отметил вклад ракетно-космической отрасли в решение задач в зоне спецоперации
Общество
В МИД РФ указали на нарушения Украиной моратория на удары по энергообъектам
Мир
Китай повысил пошлины на товары из США до 125%
Общество
Летчик-космонавт рассказал «Известиям» о первых впечатлениях на орбите
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Происшествия
Контактные сети ж/д путей повреждены на Кубани из-за падения фрагментов БПЛА
Мир
Келлог обвинил газету The Times в искажении его заявления о разделе Украины
Общество
В Иркутске возбудили уголовное дело по факту нападения подростка на полицейского
Мир
Самолет спецпосланника Трампа Уиткоффа вылетел из Пулково
Мир
Землетрясение магнитудой 6,2 произошло у берегов Папуа — Новой Гвинеи
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Наука и техника
В РАН рассказали о перспективах пилотируемых миссий в дальний космос

Безмерное постижение

В Московском центре искусств открылась выставка со сложным содержательным названием "Органика. Новая мера восприятия природы художниками русского авангарда". Но более простого и нельзя подобрать - художник Михаил Матюшин и его ученики не просто писали картины, а постигали природу с помощью искусства, вдумчиво и самоотверженно изучали законы видения, пытались создать универсальные формулы для объективного описания мира. Не представляя сути и задач их утопического дела, смотреть выставку тоже можно, но не так интересно
8
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Художник и композитор Михаил Матюшин, его жена - художник и поэт Елена Гуро и его последователи Борис, Георгий, Ксения и Мария Эндер, Павел Кондратьев, Павел Мансуров, Петр Митурич и Владимир Стерлигов - вот, собственно, и все "органическое направление" русского авангарда. Правда, во времена его активного становления- первой двадцатипятилетки XX века - едва ли не каждый уважающий себя художник должен был открыть и обосновать свою художественную систему. Органика Матюшина - это как супрематизм Малевича или аналитическое искусство Филонова - лично сконструированная философия жизни, изобретение собственного творческого метода. Просто писать картины считалось в те годы позорным архаизмом, поскольку художник - не мастеровой, а творец и первооткрыватель, и искусства без идеологии не существует. В этом была потребность времени революций - искусство двадцатого века ломало многовековую традицию, требовало нового способа общения с собой и нуждалось в обосновании. Разбираться в матюшинской теории трудно - слишком крутая смесь поэзии, мистики и не поддающейся проверке наукообразности. Исследователи отмечают ее родство и с русской философией начала века, и с теософией, и с психоанализом, и, разумеется, с другими теориями основателей русского авангарда. Они же замечают, что Матюшин один из первых начал устраивать спектакли о свете и форме, по сути - перформансы, и что его преданность природе и изучение цвета аукнулись в мировом послевоенном искусстве. Сложность и путаность теории, однако, не помеха чтению дневников и писем Матюшина (на выставке можно купить два серьезных каталога - перепечатка изданий, подготовленных к прошлогодней, большой и одноименной московской выставке в кельнской Галерее Гмуржинской). В них много трогательных наблюдений. "Природа говорит нам, не подражайте мне, изображая меня же. Учитесь Моему Творчеству". Или: "Звездная система вся из таких же шарообразных масс, и их взаимное влияние и касание очень сложны и интересны необыкновенно. Кто не испытывал этого, пусть посмотрит на полную луну". И еще: "Глаза - почтовые ящики нашего обиталища, получают много хламу и крошечку истины". Система, по которой Матюшин обучал студентов петроградского Гинхука (Государственного института художественно культуры), называлась "ЗОР-ВЕД (зрение + ведание). Расширенное смотрение". Выставка в Московском центре искусств вполне может дать представление о результатах такого способа смотрения. Она собрана из нескольких отечественных музеев, здесь есть одна из лучших работ Матюшина "Движение в пространстве" - параллельные полосы разных цветов пересекают плоскость холста почти по диагонали и создают иллюзию стремительного движения. Есть и его цветовые таблицы, есть немало вполне декоративных, красивых без всяких теорий, работ сестер Эндер. Хорошо представлен и Михаил Эндер. Рядом висят две его картины: большой сезанистский пейзаж с соснами и те же сосны, написанные по законам органической теории, - расплывчатые зеленые пятна, кажущиеся живыми сгустками изумрудной влаги. Получилось очень наглядно. Несколькими работами представлена и рано умершая Елена Гуро, они явно принадлежат русскому модерну. Но "Органика" - это не только выставка. Это еще и напоминание о людях, творивших по своим, не всегда понятным, но вызывающим глубокое уважение законам, требующим от художника полной самоотверженности, непрестанного самосовершенствования и открытого сознания. И такой тип художника сам по себе - достояние отечественной культуры, ее гордость.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением