Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Москва и Петербург стали лидерами по числу обращений на прямую линию Путина
Общество
Панда Катюша из Московского зоопарка обрадовалась выпавшему снегу
Происшествия
Электроснабжение ЗАЭС было полностью прервано ночью
Мир
Количество погибших от наводнений в Индонезии выросло до 1441 человека
Общество
«Роснано» подала иск на 11,9 млрд рублей против экс-руководства
Мир
В МИД РФ указали на безвыходное положение Зеленского
Происшествия
Тренер «Динамо» Заикин был избит в результате дорожного конфликта в Астрахани
Мир
Гросси назвал безопасным и надежным маршрут к ЗАЭС через Россию
Происшествия
Отключения света из-за непогоды затронули свыше 61 тыс. жителей Пензенской области
Происшествия
ДТП с участием более 20 автомобилей произошло в Пензенской области
Общество
Американский рэпер Gucci Mane прилетел в Москву
Общество
Более 1,1 млн вопросов поступило на прямую линию с Путиным
Армия
Российские военные рассказали об освобождении Северска
Армия
ВС России пресекли попытку прорыва ВСУ к Красноармейску
Происшествия
Два человека погибли и еще два пострадали в ДТП в Башкирии
Мир
Под Волчанском разбили подразделение колумбийских наемников ВСУ
Мир
В Европе призвали отказаться от плана по перевооружению и избежать войны с РФ

Ректор МГИМО, чл.-корр. РАН Анатолий Торкунов: "Большинство победителей показали себя настоящими отличниками"

Год назад "Известия" и МГИМО запустили совместный проект - конкурс для молодых читателей газеты "Три шага до мечты". Участники за полгода выполнили три задания, которые поэтапно печатались в "Известиях". Призом для победителей стало поступление в МГИМО вне конкурса. В этом году эксперимент продолжился. Анатолий Торкунов рассказал корреспонденту "Известий" Ирине Ждановой о его итогах.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Год назад "Известия" и МГИМО запустили совместный проект - конкурс для молодых читателей газеты "Три шага до мечты". Участники за полгода выполнили три задания, которые поэтапно печатались в "Известиях". Призом для победителей стало поступление в МГИМО вне конкурса. В этом году эксперимент продолжился. Анатолий Торкунов рассказал корреспонденту "Известий" Ирине Ждановой о его итогах.

известия: Анатолий Васильевич, сейчас уже известны результаты второго конкурса "Три шага до мечты". Как вы их прокомментируете?

Анатолий Торкунов: Если кратко, мы довольны, довольны тем, что ребята, прошедшие через сито прошлогоднего конкурса, оказались успешными студентами. Большинство из них показали отличные результаты еще на вступительных экзаменах, а те, кто несколько отставал в своих познаниях иностранного языка, успешно нагнали своих сокурсников, многие из которых учились в спецшколах. Кстати, последнее демонстрирует, что целеустремленность в сочетании с дисциплиной и приличным освоением обычной школьной программы являются достаточным условием для продолжения образования в МГИМО, развенчивает тезис о том, что студент из региона априори слабее москвича. Он не слабее — он (или она) просто другой. Наша задача объективные бонусы московского абитуриента уравновесить вниманием и желанием видеть у себя в вузе выпускников школ из российских регионов. В МГИМО такое желание есть — именно поэтому мы продолжили наше сотрудничество с "Известиями". В этом году "на кону" было уже 15 мест, и 90 процентов победителей снова провинциалы. Кстати, это отражает действительно федеральный характер вашей газеты.

Собственно, "известинским" преимуществом для нас является то, что ваша (или я могу теперь говорить — наша?!) аудитория — это широкий средний класс. Тот средний класс, который в значительной степени сформировался еще в советский период, который сохранил и преобразовал себя в постсоветские годы, тот средний класс, который является носителем здоровых моральных и общественных ценностей. Важно, чтобы новое поколение этого класса не "потерялось" и воспроизводило ценности своих родителей в новых условиях.

известия: Спасибо вам за столь лестную оценку нашей аудитории. А что, собственно, нового может предложить МГИМО-2006 этой аудитории?

Торкунов: Если говорить обо всех тех преобразованиях, которые у нас идут или готовятся, то вряд ли нам хватит газетного объема. Что же касается абитуриентов непосредственно этого года, то у нас появились три новые специализации — экономическая политология, информационные технологии в международном бизнесе и социология массовых коммуникаций. Очевидно, что победители конкурса могут выбрать эти отделения соответственно на факультете политологии, экономики или журналистики. Впрочем, я думаю, что конкурсанты-известинцы уже давно изучили и номенклатуру наших специальностей, и правила приема.

известия: Судя по вашему ответу, МГИМО продолжает расти?

Торкунов: Не столько расти, сколько развиваться, расти нам особенно некуда — мы ограничены имеющимися площадями, в том числе общежитиями. Мы развиваемся, пытаясь заполнить те образовательные ниши, где наша конкурентоспособность отвечает состоянию рынка образовательных услуг. При этом последний в условиях растущего предложения российских и зарубежных вузов, в том числе в верхне-среднем и элитном сегментах, становится действительно высококонкурентным.

известия: А вы боитесь конкуренции?

Торкунов: Любой короткий ответ будет неполным и как следствие нечестным. Скажу так: конкурентов, в том числе потенциальных, мы, думается, хорошо представляем. Если понимать конкуренцию как сложную картину, включающую в себя и уровень востребованности преподаваемых специальностей, и международное реноме, и устроенность выпускников, и зарплату преподавателей, то круг конкурентов по сумме этих параметров окажется достаточно большим. Вместе с тем важнейшим индикатором конкурентной устойчивости является для нас "потребительская востребованность". Она по-прежнему высока, количество абитуриентов на место не уменьшается.

известия: Да, но это успехи сегодняшнего дня, а дальше? У вас есть "стратегия победы"?

Торкунов: Такие стратегии не раскрывают! Впрочем, скажу, что МГИМОвское образование строится на трех элементах — это умение учиться, умение делать профессиональную карьеру, умение достигать жизненного успеха.

известия: Все это звучит очень по-западному, что ли. Кстати, а западные студенты у вас есть?

Торкунов: Есть. Есть и очень интересная категория — дети наших бывших соотечественников из Германии, Греции, Израиля, Франции, США, то есть те, кто может сравнивать системы образования и делает сознательный выбор.

известия: А что им у нас, точнее, у вас надо?

Торкунов: Ну, во-первых, все-таки у нас. Студенты приезжают не просто в МГИМО, а в Москву, в Россию. Во-вторых, я бы не выделял "западных". Корректнее говорить об иностранных студентах, скажем, корейский или японский студент ничуть не менее интересен для нас и приносит университету и стране ровно такой же доход, как американец или голландец. Впрочем, сейчас для МГИМО важно уже не столько количество зарубежных студентов — их процент у нас уже соответствует Болонским критериям (около 20%). Нам важно новое качество сотрудничества с зарубежными партнерами.

Речь идет прежде всего об ориентации на совместные магистерские программы. Как известно, у нас уже больше двенадцати лет работает совместная магистратура с Парижским институтом политических наук. На эту успешную модель, позволившую нам перейти к двойному диплому, мы ориентируемся при реализации магистерских проектов со Свободным университетом Берлина, Бизнес-школой г. Нанси, Университетом Болоньи в Италии, с Нью-Йоркским университетом (SUNY), с Университетом Будо в Норвегии. В чуть более отдаленной перспективе мы подумаем о двойных дипломах и с китайскими коллегами.

известия: Вы делаете столь сильный акцент на магистерские программы, это не случайно?

Торкунов: Нет, не случайно. Бакалавриат мы рассматриваем действительно как базовое высшее образование, которое удовлетворяет и требованиям рынка, и запросам студентов. Что касается традиционных программ специалистов, то они в нынешних условиях уже недостаточно гибки, не говоря уже о том, что с формальной точки зрения нам трудно их вписывать в Болонские критерии. Именно поэтому акцент на магистратуры позволяет решить целый ряд задач: обеспечить должную "интернационализацию" вуза как через поиск иностранных партнеров, так и через привлечение зарубежных студентов. Главное же, что посредством магистратур мы можем реально гарантировать высокий уровень специализации для наших студентов, должную гибкость и мобильность образовательного процесса. Последнее касается, в частности, студентов из регионов. "Заточенность" магистратур под конкретную специализацию помогает нам находить новые области взаимодействия и с корпоративным сообществом.

известия: Да, это модное слово "корпоративный" — многие сейчас говорят уже о корпоративных вузах. Каково ваше отношение к этой идее?

Торкунов: Думаю, что в понятии "корпоративный вуз" новизны гораздо меньше, чем кажется. Еще в советской действительности те же технические вузы в регионах де-факто были корпоративными, они имели шефские предприятия, которые потом абсорбировали подавляющее большинство выпускников. Да и в Москве такие примеры были, тот же зиловский ВТУЗ. Что касается гуманитарных, экономических вузов, то здесь я слабо себе представляю варианты корпоративности — в смысле причастности исключительно к одной компании. Рациональнее рассматривать варианты устойчивых связей подобных университетов с неким пулом компаний, связей исключительно партнерских, в которых бизнес может проявить свою социальную ответственность, а университет — образовательный и учебный потенциал. Что касается преимущественно социальных проектов, то здесь МГИМО уже давно работает и с "Интерросом", и с Банком Москвы, и с ВТБ. С Благотворительным резервным фондом мы уже вышли в режим совместных осенних и весенних "школ", которые объединяют студентов не только из МГИМО, но и из вузов стран СНГ и других зарубежных стран. Особым направлением для нас является работа с компаниями энергетического сектора. Так, в частности, с компаний "Роснефть" мы создали совместную базовую кафедру, которая будет заниматься образовательной и исследовательской работой в сфере энергетической безопасности. Масштабный пятилетний договор сотрудничества есть у нас и с компанией BP. Нам кажется интересной и практика прикладных курсов, которые читаются представителями компаний. Наиболее "свежий" пример — это курс по проблематике военно-технического сотрудничества, который начали читать в этом году профессионалы из "Рособоронэкспорта". Попыткой свести воедино как минимум наиболее значимых наших бизнес-партнеров стало создание Попечительского совета.

известия: А собственно образовательный процесс вы как-то модернизируете под потребности ваших партнеров?

Торкунов: Не столько под партнеров, сколько под потребности рынка в целом. Впрочем, партнеры нам помогают эти потребности лучше понять. В целом сейчас одним из ключевых моментов для нас является экономизация образования в МГИМО. Мы начали коренную методологическую и кадровую модернизацию обучения на Факультете международных экономических отношений и в Институте внешнеэкономических связей — двух важнейших подразделениях МГИМО экономического профиля. Нынешняя волна реформирования экономического образования в МГИМО уже вторая. Первая пришлась на начало 1990-х, и содержание ее было очевидным. Сейчас одними из важнейших элементов реформирования являются математизация и широкое использование информационных технологий в экономическом образовании. Экономизация образования подтягивает за собой и другие дисциплины и кафедры, которые должны свои программы адаптировать к новым требованиям. Первыми это начнут делать юристы. В начале разговора я уже упомянул отделение экономической политологии, которое должно ориентироваться на выпуск аналитиков, могущих оценивать политические риски в хозяйственной сфере, разбирающихся в экономических факторах определяющих политическое развитие страны и мира. В пилотном порядке мы готовимся к открытию магистратуры по массовым коммуникациям. Все это также можно рассматривать как приближение нашего образования к интересам экономической среды.

известия: Ну все-таки согласитесь, что это не бизнес-образование...

Торкунов: Не соглашусь, понятие бизнес-образования у нас сильно заужено. Под ним зачастую понимается исключительно МВА. МВА — это только элемент такого образования. В целом же серьезный бизнесмен должен ориентироваться на сценарий life-long-learning, то есть обучения в течение всей жизни. Это предполагает твердые базовые знания (бакалавриат), на которые по мере необходимости наращиваются конкретные модули специализации и переподготовки, в том числе МВА. Что касается наших МВА, то мы долго и внимательно присматривались к этой форме обучения.

известия: Присмотрелись?..

Торкунов: Да, сейчас у нас две такие программы в области нефти и газа. При этом одна из них совместная с норвежцами. Международные, в частности британские, перспективы есть и у другой программы. При этом свою роль в поиске международных партнеров сыграли "Роснефть" и BP соответственно.

известия: То есть вы перестаете быть исключительно "дипломатическим" вузом?

Торкунов: Думаю, что скорее дипломатия выходит за рамки собственно политики. Помимо удовлетворения потребностей МИДа — вот тут мы смело можем называться "корпоративным вузом"! — МГИМО в подготовке профессионалов должен ориентироваться на самые широкие параметры современных международных отношений. Они, в свою очередь, включают и экономику, и право, и массовые коммуникации. Дипломатическая же, международная, внешнеполитическая составляющая МГИМО — это базовый элемент нашей идентичности, без него МГИМО немыслим.

известия: Спасибо, Анатолий Васильевич. А теперь, если можно, напомните, что все-таки делать нашим конкурсантам-победителям.

Торкунов: Собрать все необходимые документы, приехать в Москву, прийти в приемную комиссию МГИМО — она начинает свою работу с 15 июня. Далее ребята должны подать свои документы на выбранные ими факультеты и сдать вступительные испытания. Формальным условием прохождения является получение ими минимальной положительной оценки, хотя в прошлом году большинство победителей показали себя настоящими отличниками.

Спасибо "Известиям" и удачи нашим победителям!

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир