Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп назвал ужасающими кадры падения вертолета в реку Гудзон
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Эквадора отменить запреты на въезд россиян
Интернет и технологии
В работе СБП произошел сбой
Общество
На строительство жилья в ДНР и Запорожской области выделят более 520 млн рублей
Мир
Reuters сообщило о столкновении двух самолетов в аэропорту Вашингтона
Мир
В Госдепе США призвали Россию освободить осужденного за наемничество американца
Политика
Политолог оценил заявления Киева о готовности купить оружие США
Армия
Снайперы начали использовать багги для боевой работы
Мир
Трамп заявил о возможном продлении 90-дневной паузы в повышении импортных пошлин
Общество
ФСБ рассекретила документы о массовых убийствах в концлагере Треблинка
Мир
Госдеп США подтвердил отставку посла США в Киеве Бриджит Бринк
Общество
Уголовное дело возбуждено после обстрела ВСУ энергообъекта в Курской области
Армия
Расчеты FPV-дронов уничтожили технику и блиндажи ВСУ в зоне проведения СВО
Мир
СМИ узнали о необъявленном визите принца Гарри на Украину
Спорт
Овечкину подарили золотую клюшку в честь поставленного рекорда по забитым шайбам
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Мир
AP сообщило о шести погибших в результате падения вертолета в реку Гудзон

Потерю лучшего спутника спишут на ошибку в расчетах

Роскосмос назвал причины аварии «Экспресса-АМ4»: виноваты люди, а техника хорошая
0
Потерю лучшего спутника спишут на ошибку в расчетах
разгонный блок, фото: khrunichev.ru
Выделить главное
Вкл
Выкл

Комиссия по расследованию аварии при выведении спутника «Экспресс-АМ4» объявила основную версию случившегося — сбой системы управления. «Рассматривается ряд возможных причин сложившейся ситуации, основная из которых — сбой в работе системы управления разгонного блока», — говорится в сообщении Роскосмоса.

— Комиссия на самом деле рассматривает целый ряд версий, — пояснил «Известиям» руководитель пресс-службы Роскосмоса Алексей Кузнецов. — Одну из них мы обозначили в релизе, но окончательные выводы последуют по завершении работы комиссии.
Высокопоставленный источник в Роскосмосе рассказал «Известиям», что комиссия склоняется к версии персональной ошибки: якобы в систему управления разгонником могли быть внесены неверные данные относительно полетного задания. Человеческий фактор регулярно становится причиной аварий при выведении спутников — так, 5 декабря прошлого года из-за ошибки в расчетах погибли три спутника «Глонасс-М».

Расхожая версия о человеческом факторе в истории  с «Экспрессом-АМ4» откровенно выгодна как самому Роскосмосу, так и его крупнейшему предприятию — «Центру Хруничева». Эта госкомпания производит ракеты «Протон» и разгонные блоки «Бриз-М». В этот раз «Хруничев» имел отношение не только ко всем элементам средства выведения, но и к «полезной нагрузке» — внес производственный вклад в создание «Экспресса-АМ4», на 80% укомплектованного зарубежными деталями.

Когда разгонный блок отправляет спутник на неправильную орбиту, а сам космический аппарат «молчит» все пять дней с момента запуска, вина «Хруничева» вроде бы подразумевается. Но тут речь заходит об управлении разгонным блоком, и на сцене появляется еще один потенциальный виновник: «Московское опытно-конструкторское бюро «Марс», которое делает систему управления «Бризом» и программирует его. «Хруничев» в таком случае получается, если и виноват, то косвенно — не проверил данные, которые вводились.

До выяснения причин нештатной ситуации подготовка к назначенным полетам «Протонов» с «Бризами» приостановлена. Роскосмос сообщил об этом во вторник, еще в пятницу об этом же сообщила американская компания International Launch Services (ILS), продающая за рубежом услуги по запуску «Протонами». В сообщении ILS сказано, что, когда российская госкомиссия разберется в причинах произошедшего, ILS сформирует свой экспертный состав, чтобы проанализировать причины, последствия и принятые меры по устранению. ILS контролируется «Хруничевым», но живет по американским законам, которые требуют этих действий.

«Протон-М» — самый популярный на сегодняшний день космический грузовик. Для наглядности: В 2010 году в мире было 74 запуска ракет-носителей, из них Россия осуществила 31 пуск (42%) — 12 раз стартовали «Протоны». Коммерческими были 8 из 12 запусков. Благодаря им в прошлом году доходы «Хруничева» от коммерческих программ составили $637 млн (при общем объеме реализации предприятия в 37 млрд рублей).

В 2011 году ракетный центр планировал заработать на коммерческих запусках уже $785 млн. Причем основная часть коммерческих пусков намечена на вторую половину года. На пресс-конференции 5 августа этого года руководитель «Центра Хруничева» Владимир Нестеров рассказывал журналистам, что начиная с августа и до конца года планируется по два старта «Протона» каждый месяц.

Программа будет скомкана, если комиссия укажет на некие технические проблемы с «Бризами». Неполадку надо будет выявлять, готовые разгонные блоки придется перебирать. Процесс займет месяцы и изменит всю программу коммерческих запусков «Протонов», расписанную на годы вперед. Прежде чем коммерческие запуски возобновятся, ILS будет должна отправить в Россию свою комиссию, она ознакомится с результатами расследования, изучит принятые меры, поймет, насколько они действенны, и примет решение о возобновлении пусков.

Если подтвердится версия о человеческом факторе, то это будет выгодно всем. Подготовку к пускам «Протонами» можно будет возобновить через несколько дней. Последствия сведутся к тому, что отраслевое начальство объявит выговоры руководителям предприятий, поста может лишиться один из заместителей главы Роскосмоса Владимира Поповкина — в космическом агентстве как раз идет реструктуризация и намечается ротация руководства.

— У нас в космической промышленности случается много аварий, обусловленных человеческим фактором, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Но надо понимать, что каждая авария — это неудачное стечение нескольких факторов. Две аварии в год считается плохо. В этом году это уже вторая. До конца года назначено много пусков, и мы посмотрим, что будет дальше. Если снова случится нештатная ситуация — нужно искать системный сбой в управлении.
Алексей Кузнецов предположил, что комиссия по выявлению причин аварии не успеет завершить работу на этой неделе, вероятнее всего, закончит на следующей.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением