Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госрасходы во втором сроке Трампа выросли на $154 млрд
Политика
В Госдуме назвали глупым решением санкции США в отношении «Аэрофлота»
Мир
Полиция Одессы сообщила о взрыве в жилом доме города
Политика
Песков сообщил о возможности разговора Путина с Трампом по итогам встречи с Уиткоффом
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Общество
Космонавты с борта МКС поздравили россиян с Днем космонавтики
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Мир
NYT сообщила об отсутствии гарантий безопасности Украине в проекте сделки с США
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
Средства ПВО уничтожили 13 украинских БПЛА над Ростовской и Курской областями
Мир
Самолет спецпосланника Трампа Уиткоффа вылетел из Пулково
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве

«Палладио в России» как стремление к классической гармонии

Выставка в «Царицыно» и Музее архитектуры имени Щусева доказывает, что влияние Италии на русское искусство гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд
0
«Палладио в России» как стремление к классической гармонии
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Выделить главное
Вкл
Выкл

До 26 июля сразу на двух площадках в Москве проходит выставочный проект «Палладио в России», рассказывающий о влиянии уникального мастера позднего Возрождения Андреа Палладио на российскую архитектуру. Экспозицию в хронологическом порядке поделили между собой Хлебный дом Музея-заповедника «Царицыно» («От барокко до модерна») и Музей архитектуры имени Щусева («XX век»). 

«Палладио в России» как стремление к классической гармонии

Как рассказала «Известиям» директор Музея-заповедника Наталья Самойленко, в «Царицыно» экспонируются 2/3 всей выставки. Изначально она была создана для перекрестного Года России–Италии и должна была наглядно продемонстрировать близость итальянской и русской культур. 

«Палладио в России» как стремление к классической гармонии

— Эта выставка экспонировалась в Венеции и должна была познакомить итальянцев с тем, насколько глубоко проникло итальянское, палладианское влияние в русскую культуру. Нам было очень важно показать итальянцам знаменитые императорские дворцы и, самое главное, познакомить их с памятниками русской провинции, поскольку палладианские постройки встречаются по всей России. В Венеции выставка прошла с большим успехом, и нам захотелось показать ее и в России, в несколько расширенном варианте. В таком виде палладианство не показывалось никогда, —  пояснила Наталья Самойленко.

«Палладио в России» как стремление к классической гармонии

«Палладио в России» как стремление к классической гармонии

По ее словам, на выставке в «Царицыно» представлено палладианское искусство XVIII–XIX — начала XX века. Прежде всего это многочисленные архитектурные рисунки и зарисовки, в том числе — проспектов и ключевых зданий Санкт-Петербурга. Отдельный зал выделен первому последователю Палладио в России — Николаю Львову, создавшему церковь св. Екатерины в городе Валдай, проект дома графини Строгановой и др., а также впервые выполнившему перевод на русский «Четырех книг об архитектуре» Палладио.

«Палладио в России» как стремление к классической гармонии

«Палладио в России» как стремление к классической гармонии

Как объяснила директор музея-заповедника, перенося выставку в Россию, организаторы столкнулись с определенными трудностями. Если, к примеру, в Венеции публике не было необходимости объяснять, кто такой Палладио — из окна Музея Коррер видны непосредственные постройки архитектора, то для широкой московской аудитории пояснения оказались необходимыми. В «Царицыно» просветительскую функцию взяла на себя баннерная выставка на открытом воздухе, рассказывающая как о самом Палладио, так и о московских палладианских постройках. 

«Палладио в России» как стремление к классической гармонии

— Очень важно, что Палладио был не только крупнейшим архитектором-практиком XVI века, но и теоретиком, создавшим трактат об архитектуре из четырех книг. Наша выставка начинается с рукописи одного из подвижников Петра I, описывающей поездку Петра с приближенными за границу, где впервые упоминается Палладио на русском языке. Тогда это было синонимом архитектуры: именно с Палладио в Россию пришла европейская культура, — поделилась директор. 

«Палладио в России» как стремление к классической гармонии

Влияние Палладио было столь велико, что посетителям выставки в каком-то смысле предлагается любопытная игра. Путешествуя по залам музея, гость встретится и с шедеврами живописи авторства Поленова, Борисова-Мусатова, Кандинского, Сороки и других, и с шедеврами императорского фарфора, и с планами Царского Села и Павловска, с удивлением открывая для себя общие во всех экспонатах: влияние классицизма и античности. 

«Палладио в России» как стремление к классической гармонии

— Это выставка скорее о людях, нежели об архитектуре. Это палладианство как стремление через творчество Палладио прийти к самому пониманию классической гармонии. Палладио — тот язык, на котором русские учились говорить, осваивая европейскую традицию, — заключила Наталья Самойленко. 

Но один из главных курьезов выставки в «Царицыно» — антипалладианство самого дворцового комплекса, где сейчас размещена экспозиция. Как рассказала изданию директор, Екатерина II, заказывая Василию Баженову Царицынский дворец, думала о фантастических, готических, древнерусских формах. Однако за 10 лет, которые строился дворец, в Россию приехали адепты Палладио Чарльз Камерон и Джакомо Кварнеги, и вкус общества и царицы изменился. Поэтому когда Екатерина приехала смотреть на готовый проект, «Царицыно» ей просто не понравилось.  

«Палладио в России» как стремление к классической гармонии

Оставшаяся, небольшая часть экспозиции, рассказывающая о русском палладианстве в XX веке, представлена в Музее архитектуры имени Щусева. В частности, там можно увидеть проекты Ивана Фомина, Ивана Жолтовского, Алексея Щусева, рисунки и живопись Левицкого, Боровиковского, Бенуа, Кандинского или даже изображение дачи Любови Орловой.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением