Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп повысил пошлины на товары из Китая до 145%
Общество
Открытое горение на складе в Сходне ликвидировано
Интернет и технологии
В работе СБП произошел сбой
Общество
На строительство жилья в ДНР и Запорожской области выделят более 520 млн рублей
Мир
Reuters сообщило о столкновении двух самолетов в аэропорту Вашингтона
Мир
В Госдепе США призвали Россию освободить осужденного за наемничество американца
Политика
Политолог оценил заявления Киева о готовности купить оружие США
Армия
Снайперы начали использовать багги для боевой работы
Мир
Трамп заявил о возможном продлении 90-дневной паузы в повышении импортных пошлин
Общество
ФСБ рассекретила документы о массовых убийствах в концлагере Треблинка
Мир
Госдеп США подтвердил отставку посла США в Киеве Бриджит Бринк
Общество
Уголовное дело возбуждено после обстрела ВСУ энергообъекта в Курской области
Мир
СМИ сообщили об утечке данных в двух министерствах в Нидерландах
Мир
Хуситы заявили о сохранении военного потенциала на фоне ударов США
Спорт
В ФДР сообщили о допуске российских дзюдоистов к турниру на чемпионате Европы
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Мир
AP сообщило о шести погибших в результате падения вертолета в реку Гудзон

Протоколы судебных заседаний можно будет получить за два часа

Депутаты предлагают значительно уменьшить время на выдачу судебного протокола, чтобы избежать манипуляций
72
Протоколы судебных заседаний можно будет получить за два часа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова
Выделить главное
Вкл
Выкл

Депутаты Госдумы Иван Сухарев и Антон Ищенко (ЛДПР) подготовили законопроект о внесении изменений в ст. 259 Уголовно-процессуального кодекса, которая регулирует производство протоколов судебных заседаний. Законопроектом предлагается сократить время выдачи протокола до двух часов после окончания судебного заседания, что, по мнению законодателей, позволит избежать манипуляций с его содержанием.

В настоящее время протокол должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания в течение трех суток со дня окончания судебного заседания. Протокол в ходе судебного заседания может изготавливаться по частям, которые, как и протокол в целом, подписываются председательствующим и секретарем. По ходатайству сторон им может быть предоставлена возможность ознакомиться с частями протокола по мере их изготовления. По мнению Ивана Сухарева, за такой срок судебный протокол может быть изменен и скорректирован в нужные для суда и следствия стороны.

— Потребность в таких изменениях назрела давно. Зачастую бывает, что в протоколах судебного заседания обнаруживаются ошибки, а это может сыграть роковую роль. Надо понимать, что этот документ очень важен, так как в нем отражены в том числе показания свидетелей, которые оглашаются на судебном заседании, и многое другое. И как в той фразе «казнить нельзя помиловать» — одна неправильно поставленная запятая может в корне изменить суть дела. И здесь мы говорим не только о подсудимых, но и потерпевших, — пояснил парламентарий.

Иван Сухарев считает, что манипуляции с судебными протоколами являются большой проблемой. По его мнению, протоколы зачастую ведутся некачественно с нарушениями, поэтому предпочтительнее, чтобы стороны получали их сразу после судебного заседания, а не через несколько дней. Депутат уверен, что введение таких изменений было бы одним из эффективных элементов мер по снижению уровня коррупции в судах.

Соавтор законопроекта Антон Ищенко пояснил «Известиям», что сроки предоставления протокола, указанные в ст. 259 УПК РФ, устарели и не отвечают современным реалиям, поскольку они подразумевали отсутствие необходимой оргтехники и предусматривали печатание протокола на пишущей машинке.

— На сегодняшний момент все суды оснащены современной техникой — компьютерами, принтерами, ксероксами, факсами, записывающими устройствами и так далее. То есть имеется полная возможность изготавливать протоколы буквально в момент окончания судебного заседания. Поэтому мы просим изменить норму УПК и предусмотреть в законе выдачу протокола судебного заседания в течение двух часов после окончания судебного заседания, — подчеркнул депутат.

Антон Ищенко рассказал, что зачастую в процессе изготовления протокола судебного заседания секретарь под воздействием судьи или еще более высокопоставленного сотрудника может вносить изменения в протокол, которые так или иначе искажают суть самого судебного заседания. И, основываясь на искаженном протоколе, выносятся абсолютно необоснованные решения суда.

— Есть примеры, когда судья с проектом так называемого протокола выезжал на согласование с вышестоящим руководством, что являете вообще нарушением устоев всей судебной системы. Есть и другие примеры, когда даже при наличии диктофонной записи в протокол попадает абсолютно другая информация, — рассказал парламентарий.

Председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников поддержал инициативу депутатов и добавил, что в европейских странах уже давно практикуется открытость в сфере судебных процессов.

— К сожалению, такая проблема действительно существует, поэтому инициатива коллег актуальна. У нас не принято сейчас ссылаться на Европу, но там фактически в режиме онлайн делают протоколы и ведут трансляции. Ничего здесь сложного для нас нет, — отметил депутат.

Вместе с тем Павел Крашенинников заметил, что сроки, указанные в законопроекте, вряд ли могут быть реализованы, так как физически довольно сложно всё подготовить за пару часов.

— Нет никакого сомнения в необходимости сократить сроки изготовления протокола, но что касается двух часов, то это очень смело. Мне кажется, что сутки были бы более реалистичны. В конце концов у сотрудников есть обеды, различные совещания, технические форс-мажоры, — пояснил парламентарий.

Руководитель правозащитного проекта «ГУЛАГу — нет!» Владимир Осечкин также участвовал в разработке законопроекта. По словам правозащитника, за все время существования их организации приходили обращения тысяч граждан, которые жаловались на фальсификации протоколов судебных заседаний.

— Наши эксперты внимательно проанализировали все обращения, и, как оказалось, действительно во многих случаях были факты нарушений и фальсификаций. Также у нас есть информация о том, что секретари судов злоупотребляют правом, предоставленным УПК, и либо вообще не ведут протокол судебного заседания, либо ведут его некорректно, сокращая слова и разбирая их только через несколько дней. Но в таком случае получается, что документ, изготавливаемый секретарем суда спустя трое суток с момента разбирательства, вряд ли можно назвать протоколом, скорее — воспоминаниями секретаря о таком-то судебном заседании, — рассказал «Известиям» Владимир Осечкин.

Правозащитник убежден, что принятие законопроекта позитивно скажется на объективности вынесения приговоров и освободит представителей суда от внешнего давления.

— Эти три дня были нужны коррупционерам и заказчикам приговора для того, чтобы успеть вычитать и проанализировать всё, что там написано, и скорректировать, как им будет нужно. Ведь достаточно несколько букв, чтобы изменить смысл показаний свидетеля, на основе которых выносится приговор. Поэтому сокращение трех суток до двух часов приведет не только к росту числа оправдательных приговоров, но и защитит судей и секретарей от давления, — подчеркнул Владимир Осечкин.

Федеральный судья в отставке Сергей Пашин сомневается в технической исполнимости предложенных изменений. Он считает, что такое возможно только с помощью видео- или аудиофиксации.

— Во-первых, должен быть хороший протоколист, а во-вторых, должна быть система, которая переводит записи протоколиста в формат читаемого документа. Вот на Западе такие системы есть — протокол ведет стенографистка посредством специального оборудования, информация поступает на компьютер, где уже преобразуется в протокол. Но у нас-то этого нет, к сожалению. Существует еще одна проблема, связанная с тем, что по закону именно судья решает, изготавливать ли после каждого судебного разбирательства протокол или нет. Иногда процесс может длиться полгода, а протокол выдается в самом конце разбирательства, а это очень серьезно на самом деле, — уверен экс-судья.

С федеральным судьей в отставке согласен и член комиссии Общественной палаты по проблемам безопасности и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Дмитрий Галочкин. По мнению «общественника», нужно серьезным образом отнестись к технической стороне законопроекта.

— Такой жесткий регламент — подготовить протокол за два часа — потребует от судов повышенной ответственности — сделать всё правильно и в соответствии с законом. Мобилизует, если хотите. Но если уж вы ставите такие жесткие рамки, то организовано всё должно на высшем уровне, — отметил Галочкин.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением