Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госрасходы во втором сроке Трампа выросли на $154 млрд
Политика
В Госдуме назвали глупым решением санкции США в отношении «Аэрофлота»
Мир
Полиция Одессы сообщила о взрыве в жилом доме города
Политика
Песков сообщил о возможности разговора Путина с Трампом по итогам встречи с Уиткоффом
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Мир
Трамп допустил возможность введения для некоторых стран исключений из пошлин
Общество
В ДНР прибыл гуманитарный груз из Ливана
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Мир
NYT сообщила об отсутствии гарантий безопасности Украине в проекте сделки с США
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
Средства ПВО уничтожили 13 украинских БПЛА над Ростовской и Курской областями
Мир
Самолет спецпосланника Трампа Уиткоффа вылетел из Пулково
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве

Бартоли и Жарусски приблизились к божественному пению

Москва получила двойную дозу колоратур из репертуара барочных театров
0
Бартоли и Жарусски приблизились к божественному пению
Филипп Жарусски. Фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Вяткин
Выделить главное
Вкл
Выкл

В течение одной недели независимо друг от друга в Москве выступили самые популярные в мире барочные певец и певица. Оба избрали монографические программы: Чечилия Бартоли перевоплощалась в героинь Генделя, Филипп Жарусски — в героев Порпоры.

Забавно, что два композитора, появившиеся на свет с разницей в полтора года, в свое время были заклятыми соперниками: Порпора пытался побить Генделя на его же территории в Лондоне, но потерпел сокрушительное поражение.

Жарусски сейчас тоже работает на территории Бартоли — в мире головокружительных колоратур и барочных страстей — и нередко поет открытый лично ею репертуар. Но нынешний оперный бизнес куда более маргинален и менее агрессивен, чем в XVIII веке, а потому поражение месье Жарусски не грозит.

Более того, он и Бартоли на недавнем компакт-диске Mission слились в благозвучном экстазе дуэтов Агостино Стеффани, раскопанных любознательной Чечилией в европейских архивах.

Бартоли и Жарусски стремятся к одному и тому же идеалу — божественному пению кастратов. Идеал недостижим хотя бы по физиологическим причинам, да по правде говоря, никто точно и не знает, «был ли мальчик» — действительно ли легендарный Фаринелли пел лучше, чем сегодня поет та же Бартоли.

Но миф есть миф, и нынешним его защитникам остается лишь разбить свои сады у подножия неизвестной горы под названием барочный вокал. Что Бартоли с Жарусски и делают — каждый по-своему.

Стиль Бартоли по-ренессансному полнокровен: если радость, то олимпийская, если скорбь, то со слезоточивым воздействием на публику. Именно трагические арии из генделевской «Альцины» и «Ниобы» Стеффани (на бис) стали вершинами концерта в Большом зале консерватории, превзойдя по художественному эффекту все колоратурные фейерверки.

Впрочем, на сей раз Чечилия и не стремилась продемонстрировать максимум своей виртуозности — этого москвичам хватило в прошлом году, когда доведенные до безумства фанаты прыгали на сцену и обнимали свою героиню (памятуя тот опасный казус, организаторы даже посадили по краям сцены двух дюжих секьюрити).

Если Бартоли — человек высокого Возрождения, то Жарусски — истинный маньерист. В морально «здоровой» музыке Порпоры он подчеркивает болезненные хроматизмы, любуется оттенками тишины, выстраивает изогнутые вокальные линии. Филировка звука волнует его куда больше, чем создание сценических образов.

Медленные трагические арии стали вершиной и его концерта, но вовсе не из-за опасений артиста за свою безопасность: дело в том, что, пускаясь в колоратуры, ангельский голос Жарусски приобретает неприятный оттенок покрикивающего причитания.

За мужественность на вечере в Доме музыки отвечал Венецианский барочный оркестр, который обеспечил куда более сочный и яркий аккомпанемент, чем цюрихская La Scintilla, подыгрывавшая Бартоли.

Об успехе обоих концертов и говорить нечего — аншлаг таким звездам в Москве, слава богу, обеспечен. Но, стартовав на равных условиях, пришли Бартоли и Жарусски к разным результатам. Может, из-за того, что Чечилия не поленилась спеть аж четыре биса (Филипп ограничился двумя). А может быть, потому что маньеризм, даже самый изысканный, уязвим перед обаянием настоящих страстей, которые, несмотря на многолетние усилия Бартоли, все еще в дефиците на оперной сцене.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением