Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Долги по налогам в России достигли рекордных 3,3 трлн
Общество
Россияне прислали свыше 1,2 млн вопросов на прямую линию с Путиным
Мир
Карасин прокомментировал встречу представителей США, ЕС и Украины в Берлине
Армия
Силы ПВО за четыре часа сбили 56 украинских беспилотников над регионами России
Общество
На 85-м году жизни скончался композитор Левон Оганезов
Спорт
Генассамблея FIDE отложила вопрос допуска российских шахматистов до соревнований
Армия
Сержант Лацвик обнаружил и уничтожил танк ВСУ в зоне СВО
Спорт
Журналист сообщил о желании наследного принца Саудовской Аравии купить «Барселону»
Общество
Спецслужбы Украины начали вербовать российских подростков в чатах знакомств
Происшествия
Мирный житель села в Брянской области погиб в результате атаки дрона ВСУ
Мир
Уиткофф отметил прогресс в переговорах по Украине
Мир
Стармера призвали удалить вышедшее после теракта в Сиднее поздравление с Ханукой
Общество
Временные ограничения на полеты ввели в аэропортах Домодедово и Жуковский
Мир
СМИ раскрыли личность обезвредившего нападавшего в Сиднее мужчины
Мир
Филатов раскритиковал обращение FIDE к МОК по российским шахматистам
Происшествия
Группа из 13 снегоходчиков пропала в Пермском крае
Мир
РФ приветствовала решение FIDE о допуске россиян на соревнования с флагом и гимном

Кирилл Серебренников рассказал про правителей и людей

«Сон в летнюю ночь» в постановке культового режиссера балансирует между романтикой и бытовухой
0
Кирилл Серебренников рассказал про правителей и людей
Фото: Нина Сизова
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Седьмая студия» Кирилла Серебренникова наконец выпустила долгожданную премьеру — «Сон в летнюю ночь», работа над которой началась еще в прошлом сезоне. Получилось четыре мини-спектакля про богов, про правителей, про людей и про рабочих, очень не схожих между собой по стилистике и настроению, но всё же объединенных одной темой — взаимоотношений мужчины и женщины. 

Четыре истории играются в разных пространствах. Зрители, переходя из зала в зал за своим Вергилием, рыжеволосым волшебником Паком, оказываются то перед старой дачной верандой, где выясняют отношения короли эльфов, Оберон и Титания, то в школьном классе, где предаются первым любовным утехам вчерашние выпускники с красными лентами через плечо.

Причем, одно и то же пространство может оказаться и сакральным, и профанным. За разбитыми стеклами веранды, где ссорились и играли эфирные создания, через час будут репетировать свою пьесу грубые ремесленники, и поэтика романтического запустения без перемены декораций превратится в бытовуху. 

Но иногда эти два параллельных мира все же пересекаются: ткач Моток превращается в осла и внушает нешуточную страсть околдованной дурман-цветком царице эльфов Титании. Этот эпизод в спектакле разыгрывают дважды — с точки зрения богов и с точки зрения людей. Но в обоих вариантах волшебство Оберона выглядит отнюдь не безобидной шуткой. На испытавшего метаморфозу ткача, голого и дрожащего, больно смотреть. А вынужденная измена Титании вызывает у короля эльфов такую ревность, что в ярости он чуть не разбивает маленький земной шар, которым играет, как мячом, и кажется, вот-вот крикнет своей божественной супруге: «Шлюха!».

Впрочем, это мы еще услышим в части, посвященной земным правителям. У Шекспира про афинского царя Тезея и его невесту, царицу амазонок, сказано очень мало. «Тебя мечом я сватал, Ипполита / Твою любовь жестокостью снискал», — говорит Тезей накануне свадьбы. Отталкиваясь от этой фразы, Серебренников реконструирует сложные и мучительные взаимоотношения особ из высшего общества.

Здесь идут в дело и отрывки из «Укрощения строптивой», и фантазии драматурга Валерия Печейкина, полные интимных подробностей в стиле садо-мазо. Дело, напомню, происходит в кабинете психотерапевта, а на кушетках лежат два Тезея и две Ипполиты в дорогих костюмах и вечерних платьях. Женщины, понятно, мечтают о любви, а мужчины, начав с цитирования Канта и Ломброзо («Женщина — преступница и проститутка»), переходят к методу физических действий — тортом в морду, головой об стену. Вот такая любовь.

Этот мрачный эпизод контрастирует с историей четырех влюбленных, сделанной в абсолютно фарсовом ключе. Первая школьная красавица Гермия и очкастая ботаничка Елена в приступе ревности таскают друг друга за волосы. А их ухажеры под действием волшебной травы превращаются в супергероев из комиксов. Чего они только не вытворяют: катаются на роликах, стреляют из игрушечных автоматов, исполняют стриптиз...  В общем, зажигают так, что зрители сползают со стульев от хохота.

Веселье нарастает в финальной сцене, когда незадачливые ремесленники разыгрывают перед знатными особами свой самодеятельный спектакль про Пирама и Фисбу — называют Нинову гробницу «нинкиной», свирепо рычат и трагически воздевают руки. Но этот почти уже капустник вдруг резко тормозит на полной скорости, и шекспировская пародия сменяется текстом «Метаморфоз» Овидия, где покончившие с собой Пирам и Фисба предстают уже трагическими героями.

В финале актеры и зрители под чарующий «Плач нимфы» Монтеверди вместе вращают поворотный круг жизни, который постепенно заполняется неподвижными телами героев. И в этот момент срабатывает театральная магия, объединяющая публику и артистов в единое целое. Кажется, будто мы вместе принимаем участие в каком-то сакральном ритуале, приоткрывающем дверь в другой мир, где живут жестокие бессмертные боги и древние герои и который оказывается так близко — достаточно протянуть руку.  

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир