Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госрасходы во втором сроке Трампа выросли на $154 млрд
Политика
В Госдуме назвали глупым решением санкции США в отношении «Аэрофлота»
Мир
Полиция Одессы сообщила о взрыве в жилом доме города
Политика
Песков сообщил о возможности разговора Путина с Трампом по итогам встречи с Уиткоффом
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Общество
Космонавты с борта МКС поздравили россиян с Днем космонавтики
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Мир
NYT сообщила об отсутствии гарантий безопасности Украине в проекте сделки с США
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
Средства ПВО уничтожили 13 украинских БПЛА над Ростовской и Курской областями
Мир
Самолет спецпосланника Трампа Уиткоффа вылетел из Пулково
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве

Русский музей показал простое и вечное

Послевоенный реализм оказался актуальнее самого «актуального искусства»
8
Русский музей показал простое и вечное
В корпусе Бенуа прописался советский официоз / Фото: Евгений Асмолов
Выделить главное
Вкл
Выкл

Свежая выставка Русского музея, несмотря на заявленную в самом названии архаичность – реализм же, да еще советский, — поневоле воспринимается как эстетический вызов всем поборникам «новых форм». Экспозиция «Реализм в русском искусстве второй половины XX века» занимает четыре зала корпуса Бенуа и насчитывает около сотни работ лучших официальных художников послевоенной эпохи.


Жесткая постмодернистская эстетика давно отвергла это «разумное, доброе и вечное» бывших любимцев власти, отправив их вместе с творчеством на задворки современного художественного процесса. Однако выставка Русского музея хоть и не пытается решить насущные вопросы, одним своим появлением вызывает культурологический интерес.


Здесь собраны лучшие представители послевоенного реализма: Гелий Коржев, Валентин Сидоров, Владимир Стожаров, Виктор Иванов, Петр Оссовский, Сергей Герасимов, Наталья Егоршина. И несколько работ скульпторов Михаила Переяславца, Ивана Коржева, Александра Бурганова.


Перед посетителем простирается сочная пастораль: уютные натюрморты с чайниками и ложками, вдумчивые крестьянки в лучах закатного солнца и тут же пасмурные виды хмурого русского леса. Вероятно, эти простые и вечные вещи — то, что хотел видеть человек на исходе самой страшной войны.


Но есть и обратная сторона этой истории — советская власть, официально одобрившая эстетику реализма и в буквальном смысле слова сровнявшая с землей любое проявление инакомыслия. Выставка художников-авангардистов, организованная в 1974 году на окраине Москвы, была уничтожена при использовании тяжелой гусеничной техники. А непечатные выкрики Хрущева, обращенные к экспрессионистам в начале «оттепели», и вовсе стали притчей во языцех.


Новая Россия не изменила своим традициям. У нас свои бульдозерные выставки: теперь это экспозиции Андрея Ерофеева и Марата Гельмана. Галеристов оплевывают, судят, оскорбляют и ненавидят всей страной. Питательная советская прививка реализма оказалась намного актуальнее, чем самое «актуальное искусство».
Любовь Шакирова, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века, считает, что у реализма большое будущее.


— Реалистическое искусство на самом деле универсально. В особенности это касается представленных здесь работ. Это не просто сухое исполнение «заказа» — в каждой картине видно отношение художника к своим героям. Здесь нет ни одной работы в академическом жанре — живописцы не дают зрителю расслабиться, сложным образом чередуя текст и подтекст. Реалистическое искусство гораздо тоньше, чем о нем принято думать.


Еще более радикальное мнение высказала Альфия Низамутдинова, ведущий научный сотрудник Русского музея:


— Мне кажется, что все эти новые течения со временем сгинут. Мода пришла и ушла, а вечные ценности и вечные произведения не должны от нее зависеть. Ну и вообще, по-моему, чтобы сделать из прекрасной картины Ткачева «Уборка картофеля» актуальное искусство, достаточно раздеть эту бедную крестьянку и развернуть ее срамным местом к зрителю.


Наверное, в подобном представлении и заключается главная причина провала нереалистического искусства в России. А реализм, тем временем, снова официально утвержден.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением