Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США начали расследование в отношении Гарварда по обвинению в расизме
Мир
В постпредстве РФ в ЕС оценили возможность разблокировки российских активов
Мир
Крупнейшие банки США продали последнюю часть долга Маска для покупки Twitter
Экономика
Иностранные банки смогут пересмотреть решение об уходе из РФ
Мир
Патрушев заявил о приближении России к успешному завершению СВО
Мир
В Конго зафиксировали новую вспышку заболеваемости холерой
Мир
Владельцы магазинов в Барселоне потеряли тысячи евро на фоне блэкаута
Мир
Послание Трампа Макрону вызвало панику в Елисейском дворце
Происшествия
Три бойца «Орлана» пострадали при ударе дрона в Белгородской области
Мир
В Камеруне экс-чемпион UFC Нганну на мотоцикле насмерть сбил девушку
Общество
Задержали двух подозреваемых в убийстве 30-летней давности во Владивостоке
Мир
Захарова указала на экстремизм Киева после одобрения Зеленским терактов в РФ
Мир
Трамп назвал «историческими» достижения своей администрации за 100 дней
Мир
Фетисов указал на провокации в отношении Овечкина со стороны украинцев в Канаде
Общество
Административную ответственность снимут с готовых устранить нарушения
Мир
Россия и Эфиопия подтвердили настрой на расширение сотрудничества
Мир
В Испании остановлено движение поездов на фоне отключения электроэнергии

Белорусские кукольники выяснили, почему стареют люди

К суровой прозе и сказочной поэтике режиссер Алексей Лелявский добавил кукольной философии
0
Белорусские кукольники выяснили, почему стареют люди
Сцена из спектакля «Почему стареют люди?..». Источник фото: goldenmask.ru
Выделить главное
Вкл
Выкл

Белорусский театр кукол, участвовавший во внеконкурсной программе «Золотой маски», показал в Центре им. Мейерхольда спектакль «Почему стареют люди?..». Ответ на вопрос оказался страшным. Драматург Анатолий Вертинский написал свою пьесу по мотивам народных сказок, наотрез отказавшись от благополучного финала. Добро пытается бороться со злом, но силы оказываются неравными, все остается на своих местах, как в жизни.

К суровой прозе и сказочной поэтике режиссер Алексей Лелявский добавил еще и кукольной философии. Ее основной вопрос — кто ведущий, а кто ведомый? — многое определил и в постановочной технике спектакля, и в его смыслах. Куклы играют людей, а актеры изображают высшие силы и призраков. Обратный эффект срабатывает с волшебной точностью — люди в обличье кукол видятся существами нереальными, а «высшие силы» похожи на простых граждан. 

Самое удивительное, когда куклы в открытом пространстве действуют без посторонней помощи. Просыпаются тряпичные дедка и бабка, усаживаются на скамьях, оседая рыхлыми тельцами. Движения становятся сложнее, появляются кукловоды — врачи в стерильных халатах и марлевых масках. Сказочные старички доживают свой век не в деревенской лачужке, а в больнице. Но депрессивная обстановка чуду не помеха.

Больничная палата превращается в необъятные просторы — на белые двери проецируется флэш-анимация. В небе мечутся птицы и звезды, одна падает на Землю, оборачиваясь чудесным мальчиком. Рыгорка, посланный старикам свыше, — тот самый эпический сверх-герой, осмеливающийся противостоять мировому злу. То, как это зло изувечило и Землю, и ее население, образно представила художница Татьяна Нерсисян.

В дощатый помост вбиваются грубые шесты — то сваи для убогих жилищ-скворечников, то столбы линий электропередач, то скелеты деревьев, то странные надгробия… Лица кукол, оплывшие и недоуменные, напоминают вопросительные знаки. Что делать — не знают, хотя кто виноват — известно всем.

Змей-диктатор в гротескном исполнении Александра Васько — гремучая смесь хищного волка и Фантомаса. Одет не в шкуры-перья, как подобает Горынычу, а по-простому — в кальсонах, в пиджачке и при галстуке. Маньяк, упивающийся властью, чудовищен. Еще ужаснее, что за пределами спектакля таких властителей видимо-невидимо — и в кальсонах, и в брюках, и в галстуках.

Разве Рыгорке, глазастому комочку ткани, одолеть такого? Наслушается мальчонка страшных историй о людских предательствах и подлостях и исчезнет. Мудрые, чуть усталые голоса Владимира Грамовича (Старик) и Светланы Тимохиной (Старуха) произнесут, как считалку: «Был у нас сын Иванко, его убили на войне. Был у нас сын Романко, да умер по весне. Был у нас сын Рыгорка, да улетел как зорка». 

Ясно, что бабка с дедкой не умрут — что им, тряпичным, сделается? Вопрос, почему на добро отвечают злом (а именно поэтому стареют люди), останется для них открытым. А в дверях и окошках померещатся то богатырь в пилотке с красной звездой и с куклой в руках (Тимур Муратов сыграл и Рыгорку, и погибшего Иванко), то счастливый молодец в соломенной шляпе, словно солнце (Дмитрий Рачковский). Наверное, это и есть Романко.

Возможно, следующая упавшая звезда попадет в его руки. И он, наивный, тоже пойдет по свету — доискиваться, откуда берется зло. Вопрос висит в воздухе, значит, еще не все потеряно. Хотя более грустного спектакля в кукольном театре не было давно.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности