Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
ЦБ РФ продлил на полгода ограничения на переводы средств нерезидентов
Армия
Минобороны РФ сообщило об атаке ВСУ по нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская»
Общество
Суд Москвы продлил срок домашнего ареста блогеру Лерчек
Мир
Путин и президент ОАЭ Аль Нахайян обсудили диалог РФ и США по Украине
Происшествия
Самолет Су-25 потерпел крушение в Приморском крае
Общество
СК зафиксировал доказательства атаки ВСУ по жилому массиву в Курской области
Общество
Ковальчук назначен заместителем председателя Морской коллегии РФ
Мир
Встреча делегаций России и США началась в Эр-Рияде
Общество
Правительство утвердило стратегию реализации семейной и демографической политики
Наука и техника
В РФ завершились испытания единого теста для подбора терапии рака молочной железы
Общество
Кондратьев доложил Путину о социально-экономическом развитии Краснодарского края
Армия
Средства ПВО за сутки сбили 227 беспилотников ВСУ
Мир
В посольстве Израиля заявили об участии страны в праздновании 9 Мая в Москве
Общество
Суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Михаила Ефремова
Происшествия
В Бурятии ввели режим ЧС из-за размытой паводком дороги
Политика
В МИДе обвинили Киев в попытке создать негативный фон вокруг переговоров РФ и США
Общество
ФСБ задержала работавшего на Киев сотрудника контрольно-надзорного органа РФ
Экономика
ЦБ РФ продлил на полгода ограничения на переводы средств нерезидентов
Армия
Минобороны РФ сообщило об атаке ВСУ по нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская»
Общество
Суд Москвы продлил срок домашнего ареста блогеру Лерчек
Мир
Путин и президент ОАЭ Аль Нахайян обсудили диалог РФ и США по Украине
Происшествия
Самолет Су-25 потерпел крушение в Приморском крае
Общество
СК зафиксировал доказательства атаки ВСУ по жилому массиву в Курской области
Общество
Ковальчук назначен заместителем председателя Морской коллегии РФ
Мир
Встреча делегаций России и США началась в Эр-Рияде
Общество
Правительство утвердило стратегию реализации семейной и демографической политики
Наука и техника
В РФ завершились испытания единого теста для подбора терапии рака молочной железы
Общество
Кондратьев доложил Путину о социально-экономическом развитии Краснодарского края
Армия
Средства ПВО за сутки сбили 227 беспилотников ВСУ
Мир
В посольстве Израиля заявили об участии страны в праздновании 9 Мая в Москве
Общество
Суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Михаила Ефремова
Происшествия
В Бурятии ввели режим ЧС из-за размытой паводком дороги
Политика
В МИДе обвинили Киев в попытке создать негативный фон вокруг переговоров РФ и США
Общество
ФСБ задержала работавшего на Киев сотрудника контрольно-надзорного органа РФ

«Россия в геополитическом смысле возвратилась на Восток»

Доктор исторических наук, директор Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин — о том, почему чиновникам надо чаще встречаться и разговаривать с учеными
91
«Россия в геополитическом смысле возвратилась на Восток»
Фото: ТАСС/Александр Щербак
Выделить главное
Вкл
Выкл

О том, почему чиновникам надо чаще встречаться и разговаривать с учеными, в интервью корреспонденту «Известий» Ольге Ивасенко рассказал доктор историче­ских наук, директор Инсти­тута Дальнего Востока РАН СЕРГЕЙ ЛУЗЯНИН.

— Сергей Геннадьевич, в уходя­щем году вы официально воз­главили Институт Дальнего Востока РАН. Каким вы видите будущее института, которому сами отдали много лет? Будете сохранять традиции и стоять за преемственность научных поколений или начнете карди­нальные перемены?

— Мое избрание директором ин­ститута по времени совпало с нелегкой очередной полосой ре­формирования Российской ака­демии наук, когда президиум РАН фактически утратил часть своих полномочий, а все ключе­вые финансовые и администра­тивные рычаги перешли к Фе­деральному агентству научных организаций в ранге министер­ства — ФАНО. Это гигантская бюрократическая организация. Понятно, что это в основном чи­новники, не имевшие дел с ака­демической наукой. Реформа в первую очередь затронула около 900 научных институтов и цен­тров (сегодня их число сократи­лось примерно до 600) от Влади­востока до Калининграда и поч­ти полмиллиона ученых и тех­нических сотрудников от 25 до 50 лет — химиков, физиков, био­логов, историков, философов, обществоведов. Это интеллект России, ее главная ценность. Мне постоянно приходится под­робно объяснять чиновникам, что такое Институт Дальнего Востока, зачем он нужен, поче­му он не во Владивостоке, а в Москве и т.д.

Институт Дальнего Восто­ка — самый крупный не толь­ко в России, но и в мире из всех, которые занимаются комплекс­ными исследованиями Китая. Он уникален и имеет 50-летнюю историю, поскольку был обра­зован в структуре тогда еще со­ветской Академии наук в сентя­бре 1966 года. Тогда выяснилось, что в Советском Союзе нет ком­плексной экспертно-аналитиче­ской структуры, которая бы зна­ла Китай изнутри, подробно, по всем направлениям. Для этого и был создан научный центр. В постановлении было записано: «Создать институт, который бу­дет заниматься комплексным исследованием Китая, в откры­той печати именовать Институ­том Дальнего Востока». На са­мом деле институт был жестко ориентирован на изучение имен­но Китая. Со временем не со­всем логичное название успело стать научным брендом мирово­го уровня, менять который уже не было смысла. В 1991 году мы стали открытым институтом, частью Российской академии наук. Китайское направление, конечно же, осталось для нас основным, но в рамках ИДВ по­явилось еще около десятка науч­ных центров — например, корей­ский, японский, центры АСЕАН, Вьетнама, ШОС, безопасности в Северо-Восточной Азии и т.д. Ка­дровый костяк ИДВ был сфор­мирован и пополнялся профес­сиональными учеными — китае­ведами, бывшими дипломатами, разведчиками, военными, жур­налистами — то есть людьми, которые долгое время работали в Китае и хорошо знали страну и как минимум китайский и ан­глийский языки. Других таких центров по изучению Китая (ни по качеству работы, ни по коли­честву работающих в нем име­нитых ученых) нет. Даже в Аме­рике подобные институты на­считывают всего 5–6 штатных сотрудников, остальные — при­глашенные профессора.

— Российское государство на­звало приоритетом своей по­литики во всем XXI веке «по­ворот на Восток». У нас теперь есть целое министерство — Ми­нистерство РФ по развитию Дальнего Востока, которое за­нимается осуществлением мас­штабных задач в этом направ­лении. Насколько часто к по­мощи ваших специалистов в связи с этим обращаются чи­новники этого министерства?

— Достаточно редко. Они рабо­тают, на мой взгляд, чисто бю­рократически, занимаясь в ос­новном подъемом российских дальневосточных регионов, во­просы о международных контак­тах возникают лишь постольку-поскольку. Мы им нужны, когда речь идет о приграничной тор­говле или инвестиционных про­ектах с участием иностранных инвестиций, которых, к сожале­нию, на Дальнем Востоке пока не так уж много. С Министер­ством по развитию Дальнего Востока отношений и постоян­ных контактов пока не сложи­лось. Но мы надеемся на изме­нение ситуации. С полпредством президента в ДФО, которое воз­главляет Юрий Трутнев, контак­ты более плотные и осмыслен­ные, но мы бы тоже могли ока­зывать гораздо более серьез­ную аналитическую поддержку во всем, что касается взаимо­отношений со странами АТР, и прежде всего Китаем. Возмож­но, молодое министерство до конца не понимает, какими мощ­ными аналитическими ресурса­ми располагает ИДВ РАН. У нас собраны сведения буквально по каждому району КНР и других стран АТР.

— А обращаются ли к вам пред­ставители крупного бизнеса, заинтересованные в совмест­ных проектах с восточноазиат­скими партнерами?

— Как раз в этом я вижу вея­ние нового времени. В совет­ские времена таких экономи­ческих мегазапросов не возни­кало вообще. Сейчас мы иногда готовим исследования для ряда крупных компаний, среди кото­рых «Норникель», «Роснефть» и др. В рамках ИДВ РАН создают­ся разовые под конкретный про­ект мобильные группы специа­листов из разных центров, кото­рые могут быстро выполнить за­дачу и подготовить сложный по контенту, но оперативный и чет­кий информационный материал на 30–40 листов с приложениями, персонификацией и всем, что требуется бизнесу или диплома­тическому представительству. Кстати, аналитический проект по Китаю, о котором я говорил, удалось подготовить менее чем за месяц. На сегодня контакты с крупными компаниями в подоб­ном формате стали для институ­та новым направлением.

— После визитов Владими­ра Путина в Китай и Японию можно ожидать, что контакты с этими странами активизиру­ются по всем направлениям. Что мешает развивать такие контакты более интенсивно?

— Да, наши $60 млрд товароо­борота с Китаем — это очень немного, они не отражают ре­альных скрытых ресурсов. Мы идем медленно и фактически та­щимся в хвосте по сравнению с другими странами, которые бо­лее активно торгуют и сотрудни­чают с КНР. Нравится это нам или нет, но сегодняшний уро­вень товарооборота с Китаем и не слишком высокая активность партнеров связаны с объектив­ными обстоятельствами. Наши экономические модели, сложив­шиеся за последние 30 лет, абсо­лютно асимметричны: по свое­му совокупному экономическо­му потенциалу Россия состав­ляет примерно четверть, а то и пятую часть от Китая. Мы, к счастью, не сдаем позиции в во­енно-техническом сотрудниче­стве и атомной энергетике, но в целом наш экспорт по большей части пока не высокотехноло­гичный, а сырьевой. Когда речь идет об интенсификации рос­сийско-китайских связей, то вы­ясняется, что по большому сче­ту нам нечего предложить КНР, кроме сырья. Только с США Ки­тай торгует на $600 млрд, при­чем с положительным сальдо в $320 млрд. Как ни крути, но Ки­тай — вторая экономика в мире после США, он уже обогнал Япо­нию. Геополитическое соперни­чество Китая и Америки прод­лится еще десятилетия, невзи­рая на их экономическую взаи­мозависимость. Для нас такое государство-гигант, как Ки­тай, с которым у нас 5 тыс. км общей границы, ни в коем слу­чае не должно становиться вра­гом. Добавлю, что Китай, разви­ваясь и поднимаясь, несколь­ко «поджимает» соседние стра­ны: Индию, Вьетнам, Японию. Россия — единственная страна, равная Китаю по своему стату­су, поэтому наши экономиче­ские интересы могут не совпа­дать. Стратегически связаны наши государства еще и потому, что им обоим выгодно было об­устроить Евразию без участия США. Этой задаче служат са­мые разные проекты — через ШОС, через сопряжение «Эко­номического пояса Шелкового пути» и Евразийского экономи­ческого союза и др.

— На одной из конференций вы назвали «Экономический пояс Шелкового пути» большим шкафом, который со временем заполнится проектами, но пока стоит полупустой. А сколько по­лок в этом шкафу отведено для России?

— Полочка небольшая, и она не стопроцентно нам годится. «Экономический пояс Шелко­вого пути» в классическом ва­рианте, который уже утвержден в Китае, большей частью идет через Казахстан, минуя россий­ский Дальний Восток и Сибирь, а затем сразу выходит в Зау­ралье, западную часть России, к скоростной железной дороге Казань — Москва. То есть зна­чительная часть нашей терри­тории от этого проекта отсека­ется, и вместо длинной полки мы получаем только самый ее крае­шек, примерно треть. Это озна­чает, что Транссиб будет испы­тывать все большие сложности и постепенно приходить в запу­стение. Поэтому мы пытаемся диверсифицировать свое уча­стие в «Шелковом пути», подтя­гивая к нему монгольский про­ект «Степной путь», создаем тре­угольник Россия — Монголия — Китай, чтобы компенсировать затухающую часть Транссиба. С «Шелковым путем» все очень непросто, есть масса еще не­проработанных моментов, на­пример вопросы безопасности и защиты от террористов всех мастей, о чем китайцы пока го­ворят крайне неохотно. Но в лю­бом случае у России есть здесь отчетливый интерес, чего не ска­жешь о транспортном коридо­ре, который назвали «Морским Шелковым путем» — он нас не касается абсолютно.

— В одном из интервью вы на­звали отношение Китая к Рос­сии «позицией дружествен­ного нейтралитета». Есть ли шанс, что КНР окажет нам бо­лее существенную поддержку в украинском вопросе, призна­ет Крым?

— Теоретически это возможно, но китайцы никогда ничего не делают просто так. Предполо­жим, они готовы были бы при­знать Крым, но взамен Россия, по их мнению, должна офици­ально поддержать КНР в спорах с Вьетнамом по островам Спрат­ли, с Японией — по островам Дяоюйдао и далее по списку есть еще 5–6 стран. Мы принципиаль­но в эти споры не вмешивались, равно как и Китай остался в сто­роне от нашего спора с Японией по поводу Курил. В этом смысле за Крым пришлось бы заплатить дипломатически несоразмер­ную цену. Кроме того, Китай не хотел бы ссориться с США и Ев­росоюзом из-за российско-укра­инских вопросов, поскольку осо­бой выгоды в этом не видит.

С Украиной у КНР отношения тоже нормальные, что не меша­ет китайцам участвовать в со­вместных предприятиях с Рос­сией, которые строят мост че­рез Керченский пролив. При этом всегда существует черта, которую в отношениях с Китаем нам переходить нельзя: даже если установить с ним офици­альные союзнические отноше­ния, Поднебесная во многих ве­щах все равно не захочет свя­зывать себе руки. Точно так же у России должна быть свобода маневра на всех направлени­ях: южнокорейском, японском, вьетнамском и так далее. Если кроме поддержки Китая у нас не будет иных козырей, этот един­ственный козырь непременно окажется бит, и потом мы ста­нем все время проигрывать.

— Есть ли сейчас на подобных других направлениях особенно выгодные для нас проекты?

— Перспективы нашего стра­тегического партнерства были определены в новой Концепции внешней политики РФ, утверж­денной президентом 30 ноября 2016 года и на следующий день вступившей в силу. Не знаю, об­ратили ли вы внимание на то, в каком порядке были перечис­лены страны, представляющие для России наибольший инте­рес. В разделе «Азиатские стра­ны» на первом месте стоит, есте­ственно, Китай, а какая страна, по-вашему, названа второй? Ин­дия. На третьем месте — Мон­голия, и только после них идет Япония. Впрямую о «приорите­тах» не говорится, но в таких документах перечисление, если оно не в алфавитном порядке, всегда многозначительно.

— А в чем сейчас заключаются взаимные интересы России и Монголии, Кореи, Вьетнама?

— В советские времена быто­вала поговорка «курица не пти­ца, Монголия не заграница». Ее считали чуть ли не шестнадца­той непризнанной республикой СССР, но эта эпоха ушла без­возвратно. Мы хотим работать в Монголии на многочисленных месторождениях, открытых еще советскими геологами, но, ока­зывается, то же самое делают и крупные японские компании. Нам надо на общих основани­ях участвовать в тендерах, вхо­дить в консорциумы, приспо­сабливаться к новым услови­ям рынка. Мы это постепенно научились делать. Монголия — страна для нас по-прежнему до­статочно привлекательная. В советское время там разведа­ли более 50 стратегически важ­ных месторождений — напри­мер, Таван-Толгой и Ую-Толгой в южной части страны входят в первую тройку мировых за­лежей каменного угля, который можно добывать дешевым от­крытым способом. Там же при­сутствует весь спектр метал­лов — медь, никель, олово, сере­бро, урановые руды и т.д., и их разработка только начинается.

В свою очередь, во взаимо­отношениях с Южной Кореей и КНДР нам все время приходит­ся балансировать, соблюдая не­кий паритет. В любом случае приходится учитывать, что ре­жим Ким Чен Ына легален и признан на уровне ООН, как бы мы к нему ни относились. Эта страна имеет ядерное оружие, нравится нам такая ситуация или нет. При этом в Южной Ко­рее развертываются системы ПРО и новая американская во­енная база. Мы критикуем ядер­ный статус КНДР, нам не нра­вится военная база в Южной Ко­рее, но мы не в силах убрать ни то, ни другое. Если в этой шах­матной партии ситуация пато­вая — значит, надо перейти на другую доску и играть россий­ско-южнокорейскую партию там. Что же касается Вьетнама, то с ним у нас есть противоре­чия — например, по поводу базы Камрань или строительства АЭС, зато сохраняется та осно­ва, которая была заложена еще в советское время: общие инте­ресы в сфере нефтегазодобычи на шельфе. «Вьетсовпетро» — мощная система совместных предприятий, которые сохрани­лись и вполне работоспособны. Вторая «зацепка» — база Кам­рань, которая была в свое вре­мя для СССР океанским воен­но-ядерным узлом, где базиро­вались стратегические атом­ные подлодки и крейсеры всех типов. Покидать эту базу было ошибкой, но сейчас мы туда воз­вращаемся, пусть и малым фло­том. В стратегическом плане российско-вьетнамские отно­шения подвергаются мощному давлению Китая, у которого де­сять последних лет идет с Вьет­намом спор за острова. Каж­дый пытается перетянуть Мо­скву на свою сторону. В некий момент возникла особо острая ситуация вокруг нефтяной выш­ки, которую китайцы завели во вьетнамские территориальные воды на плавучем понтоне. За шаг до настоящей войны кон­фликт все же уладили, но стало окончательно ясно: есть крас­ная черта, которую переходить нельзя. Россия в любом случае будет занимать нейтральную позицию и стремиться к мирно­му урегулированию двусторон­него спора двух других стран в роли влиятельного и авторитет­ного арбитра, но вмешиваться в эти конфликты не станет точно.

Во время нынешнего срока президентства Владимира Пу­тина Россия в геополитическом смысле возвратилась на Вос­ток. Кстати, не без гордости дол­жен заметить: такой расклад сил я, как эксперт, предсказал еще в 2006 году, когда опублико­вал книгу «Восточная политика Путина. Возвращение России на Большой Восток». Меня тог­да очень ругали за идеи «импер­ского возрождения» и т.д., че­реду «бархатных революций» я предугадать тогда не мог, одна­ко почувствовал некую тенден­цию к тому, что мы наблюдаем сейчас, о чем и написал в сво­ей книге.

— Во время недавнего визита Владимира Путина в Японию вы были нарасхват как экс­перт. Не буду повторять мно­гократно заданные вопросы о конкретных соглашениях. Спрошу лишь о том, что вам в итогах визита кажется особен­но символичным?

— У всех заявлений, которые делали в ходе этого визита пер­вые лица России и Японии, всег­да чувствовался мощный под­текст. Соглашение о совмест­ном хозяйственном освоении Курильских островов в четко обозначенных сферах хозяй­ства — это первый шаг к под­готовке в будущем большого мирного договора. Но особен­но важно то, что обе стороны смогли уйти от «сакральной» темы о спорных островах, кото­рой ни один японский политик не может коснуться без риска для своей карьеры. Путин и Абэ «священную» проблему опусти­ли на нашу грешную землю, спо­койно договорившись о деталях совместного освоения. Причем ушли от безумной идеи совмест­ной юрисдикции такого процес­са, которую сначала предлагала японская сторона: юрисдикция остается российской, хотя япон­цы на островах проживать мо­гут. Но Путин сразу жестко за­крыл возможности для любых интерпретаций своих слов, зая­вив: «У нас вообще нет террито­риальной проблемы».

— Вопрос скорее психологиче­ский, чем страноведческий: в чем разница между японцами и китайцами, когда они высту­пают в роли наших партнеров?

— Японцы в принципе намно­го сложнее китайцев, они смо­трят как бы сквозь тебя, даже если улыбаются и совершают церемониальные поклоны. Они в душе самураи, дети бога, и им не слишком важно, что думают какие-то люди, не принадлежа­щие к божественной нации. А китайцы смотрят внутрь тебя, в душу тебе залезают и выворачи­вают тебе все мозги, чтобы раз­ложить твои мысли до послед­ней понятной точки. Трудно и с теми, и с другими, просто с ними в любом случае надо уметь гово­рить и приходить к компромис­сам. Государственным деяте­лям в этом отношении сложнее, они скованы массой условно­стей и протоколов. Мы, скром­ные эксперты, более свободны в своих высказываниях и прогно­зах, но работаем в любом случае на общие цели.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением