В собачье сердце: почему в Подмосковье активизировались догхантеры
В Московской области участились нападения на животных — как на домашних, так и на диких: в Красногорске отравили десятки собак, а в Пушкинском городском округе расстреляли двух животных, гулявших с хозяевами. Как подсчитали зоозащитники, только в двух случаях из 100 дело в отношении догхантеров и других живодеров доходит до суда, а реальные сроки лишения свободы присуждают лишь в 10% подобных судебных дел. Эксперты сетуют на то, что по таким делам мало правоприменительной практики и нет единой для всей территории России системы реагирования на такие случаи.
Как нападают на собак в Подмосковье
С конца октября 2025 года в Московской области активизировались догхантеры. Так, в Красногорске живодеры отравили десятки собак, двое животных погибли. А в поселке городского типа Путилково в ветеринарные клиники поступило несколько десятков собак с одинаковыми симптомами отравления. Как сообщали в управлении МВД по области, в дежурную часть Путилково обратилась местная жительница, которая рассказала, что в окрестностях были разбросаны неизвестные вещества.
Значительный общественный резонанс вызвала и история в поселке Софрино в Пушкинском городском округе. Хозяин двух собак, Платона и Шоколада, вступил в перепалку с неизвестными у местного магазина. Мужчины разошлись, однако позднее вновь столкнулись в лесополосе, где неизвестные расстреляли собак и избили хозяина.
Платон был убит на месте, а Шоколад серьезно ранен. После стрелявшие напали и на 52-летнего хозяина псов — ему разбили лицо и сломали несколько ребер. В ветеринарной клинике Шоколада спасти не удалось, из-за серьезности травм пса пришлось усыпить. Вскоре полиция задержала стрелявших, но после опроса отпустила.
2 декабря на территории одного из домов отдыха под Звенигородом неизвестные жестоко убили уличную собаку со щенком. Животные прятались под фундаментом брошенного коттеджа. Их выманили с помощью взрывчатки и расстреляли.
На следующий день после нападения догхантеры вернулись, и местные зооактивисты задержали одного из них. По их словам, это был бывший ветеринар на пенсии, который занимался незаконным отловом животных.
«По данному факту дознавателем отдела дознания УМВД возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 245 УК РФ», — сообщило подмосковное МВД.
Основатель и директор Фонда защиты животных Fondanimals, председатель Общероссийского координационного совета по защите животных Павел Шидловский назвал ситуацию вопиющей.
— Я лично подключился, было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 245 УК РФ, — сказал он. — На мой взгляд, дана неправильная юридическая квалификация тех деяний: 2 декабря было убито минимум две собаки, а это уже часть вторая той статьи, наказание по которой намного серьезнее, и расследовать которую должен следователь, а не дознаватель, — сказал он.
Кроме того, по его словам, у дела есть признаки и других составов преступлений — о незаконном ношении оружия (ст. 222 УК РФ), об умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 115 УК рФ) и о незаконном предпринимательстве (ст. 171 УК РФ).
— Необходимо допросить всех свидетелей, истребовать записи с камер видеонаблюдения, установить место, куда были вывезены трупы собак и отправить их на экспертизы, — сказал Павел Шидловский. — Уверен, что мы добьемся возбуждения новых уголовных дел и их тщательного расследования.
Почему догхантеры остаются безнаказанными
Только в двух случаях из 100 дело в отношении догхантеров и других живодеров доходит до суда, сообщил Павел Шидловский.
— Мы собираем заявки о жестоком обращении животных по всей России, видим значительный рост за последние годы. И, по нашим оценкам, 98% живодеров остаются безнаказанными, уголовное дело часто вообще не возбуждают, — рассказал он.
Как отметил эксперт, по результатам анализа более 350 судебных приговоров с 2018 по 2024 год по ст. 245 УК РФ о жестоком обращении с животными реальные сроки лишения свободы присуждают лишь в 10% судебных дел.
— Таким образом, реальный приговор получают только два человека из тысячи, то есть 0,2% от всех случаев жестокого обращения с животными по стране, — сказал он.
В числе причин сложившейся ситуации он назвал «отсутствие наработанной практики применения», а также «внутреннее отношение сотрудников правоохранительных органов и судей».
— Многие считают жестокое обращение с животным не столь важным и серьезным преступлением, — сказал он.
По словам Павла Шидловского, в большинстве случаев виновникам назначают условный срок или исправительные работы с удержанием процента из заработной платы.
— За шесть лет по всей стране меньше 50 обвинительных приговоров, связанных с реальным лишением свободы. Это ничтожно мало по сравнению с уровнем жестокости по отношению к животным, который мы фиксируем, — подчеркнул эксперт.
Догхантерство в последнее время активизировалось на территории всей России, отметила заместитель председателя рабочей группы по безнадзорным животным при Общественной палате Москвы Елена Иванова.
— Живодерство — явление мерзкое и подлое, как и любая тайная, трусливая расправа над беспомощными и беззащитными существами. Как правило, безнаказанная, — сказала она. — Участились случаи нападения на владельцев собак и на тех, кто подкармливает бездомных животных. Весной 2025 года были убиты и покалечены десятки людей за свою привязанность к животным
Эксперт полагает, что причина распространения догхантерства — в отсутствии правоприменительной практики, единой для всей территории России системы реагирования и единого законодательного принципа деятельности в сфере обращения с животными.
Руководитель проекта «Егоров и партнеры: права животных» Сергей Егоров отметил, что в эпоху развития социальных сетей деятельность догхантеров несколько изменилась.
— Они занимаются пропагандой жестокого обращения с животными, что запрещено ст. 12 (запрет пропаганды жестокого обращения с животными) закона об ответственном обращении с животными. Какой-либо ответственности за нарушение указанной нормы права до сих пор российским законодательством не предусмотрено, — подчеркнул он.
Он полагает, что сотрудники правоохранительных органов далеко не всегда знают, как расследовать такие преступления. При этом, по его данным, из десяти заявленных фактов жестокого обращения с животными возбуждают дела по одному-двум случаям. Исходя же из судебной практики, наказание за указанные категории преступлений, как правило, не связано с реальным лишением свободы, добавил Сергей Егоров.