Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госрасходы во втором сроке Трампа выросли на $154 млрд
Политика
В Госдуме назвали глупым решением санкции США в отношении «Аэрофлота»
Мир
Министр обороны Нидерландов анонсировал выделение €150 млн Украине на ПВО
Армия
Путин заявил о необходимости учитывать опыт СВО при подготовке военных моряков
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Мир
NYT сообщила о визите делегации Украины в США для встречи по ресурсной сделке
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Армия
«Купол Донбасса» предотвратил атаку украинского дрона на молокозавод в Горловке
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
Путин сообщил о строительстве 49 кораблей в ВМФ РФ за последние пять лет
Общество
Решетников предположил рост турпотока по РФ до 48 млн поездок летом 2025 года
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве

Реформа накоплений обернется повышением пенсионного возраста

В случае принятия предложенной ЦБ и Минфином реформы пенсионной системы существенно возрастает риск реализации такого сценария, указывается в исследовании аналитического центра НАФИ
0
Реформа накоплений обернется повышением пенсионного возраста
Фото: РИА Новости/Сергей Мальгавко
Выделить главное
Вкл
Выкл

Риск повышения пенсионного возраста значительно возрастет в случае, если правительство примет предложения Центробанка и Минфина по реформированию пенсионной системы. Такой вывод содержится в исследовании НАФИ («Известия» ознакомились с документом накануне официальной презентации). При этом эксперты аналитического центра уверены, что с большой долей вероятности предложения будут поддержаны, поскольку на данный момент это позволит снизить дефицит бюджета. Тем не менее, по мнению аналитиков, в перспективе реформа грозит не только повышением пенсионного возраста, но и снижением устойчивости пенсионной системы и бюджета.

В конце прошлого месяца Центробанк и Минфин презентовали свое видение новой пенсионной реформы. В частности, оно предполагает отмену накопительной части пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования (ОПС). 6% заработной платы сотрудника, которые работодатель сейчас переводит в накопительную часть пенсии, предлагается отправлять в ее страховую часть. При этом людей по умолчанию будут подключать к новой системе квазидобровольных накоплений.  

В НАФИ полагают, что с учетом основных предложенных сценариев реформы выгодный для бюджета план Минфина и Банка России найдет существенную административную поддержку. В этом случае перемены могут начаться уже в 2019 году. Однако, невзирая на кратковременный позитивный эффект для бюджета, в НАФИ видят огромное количество рисков, которые последуют за реализацией предложений финблока.

Кроме того, уверены в НАФИ, при реализации предложений Минфина и ЦБ увеличивается риск повышения пенсионного возраста. Более того, аргументы исследователей говорят о том, что такая непопулярная мера практически неизбежна. Дело в том, что государство, увеличивая поступления в распределительную систему, облегчит на какое-то время проблему дефицита бюджета, но одновременно с этим значительно увеличит свои обязательства на дальнейшую перспективу. 

«Высокая подверженность пенсионной системы в России демографическим и финансовым рискам потребует от властей оперативных решений, без которых могут существенно обостриться риски социальной напряженности, а устойчивость пенсионной системы и бюджета — снизиться», — указывается в исследовании.

Проблема дефицита Пенсионного фонда России (в 2017 году он может составить 1,1 трлн рублей), отмечают в НАФИ, во многом определяется не недостаточными взносами, а совершенно другими причинами. Во-первых, высока доля неформальной и теневой занятости, а также безработицы. Из-за этого, по расчетам Академии труда и социальных отношений, в год пенсионная система России теряет 3,4 трлн рублей.

Во-вторых, в стране достаточно низок уровень заработных плат: в 2015 году доля работников, отчисления от зарплаты которых в ПФР были ниже прожиточного минимума пенсионера, составляла 68,9%. Соответственно пенсионная система не получает достаточного объема взносов для обеспечения приемлемого уровня выплат пенсионерам.

В-третьих, растет количество людей с доходами ниже прожиточного минимума. Если в 2013 году их было 15,1 млн человек, то в этом году показатель превысил 19 млн. В это же время существенно сократится доля населения трудоспособного возраста: по словам первого зампреда ЦБ Ксении Юдаевой, трудоспособное население России ежегодно сокращается на 900 тыс. человек. Это в сочетании с увеличением продолжительности жизни россиян приводит к росту коэффициента демографической нагрузки, который, согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата до 2030 года, вырастет с 764 человек нетрудоспособного возраста на 1000 лиц трудоспособного возраста до 857 человек. Таким образом, к 2050 году госрасходы, связанные с пенсиями, могут вырасти до 19% ВВП против текущих 13%.

Еще одной причиной превышения расходов ПФР над его доходами является большой объем льгот по уплате взносов для ряда отраслей и регионов, в частности по выплате досрочных пенсий: по словам замглавы ПФР Николая Козлова, примерно треть участников пенсионной системы получают досрочные пенсии. По мнению чиновника, пенсии людям, работающим в сложных условиях, в том числе в нефтяной, газовой, горнорудной промышленностях, должны формироваться за счет компаний, сотрудниками которых они являются.

Простое увеличение взносов в распределительную часть проблемы не решит, утверждают в НАФИ: государство переносит свои обязательства с текущего момента на будущее, когда их выполнение в связи с демографической и социальной ситуацией становится еще менее реалистичным. Именно поэтому, подчеркивается в исследовании, «высока вероятность формального повышения пенсионного возраста, который сейчас составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин». По мнению экс-министра финансов, главы Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, его следует довести до 63 лет как для мужчин, так и для женщин начиная с 2019 года.  С этой позицией согласен и министр экономического развития Алексей Улюкаев, который считает, что повышение возраста выхода на пенсию для россиян необходимо и этот процесс следует начать уже в конце 2016 года.

— Пенсионный возраст придется повышать, и это неизбежно, — уверен президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов. — Однако это не связано с форматом накопительной пенсии, останется она обязательной или станет добровольной. Основная причина повышения пенсионного возраста — глубокая дефицитность и недоиндексированность страховой пенсии. Именно из-за проблем в распределительном компоненте последние четыре года изымаются накопления будущих пенсионеров.

Имеются в виду моратории на пенсионные накопления, которые объявляются три года подряд и планируются на ближайшую трехлетку. Как отмечает председатель совета Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергей Беляков, экономика потеряла за три года заморозки порядка 1,5 трлн рублей долгосрочных инвестиций.

— Предлагаемые Минфином и ЦБ изменения и ожидаемое повышение пенсионного возраста, с одной стороны, снизят нагрузку на бюджет, как и предусматривает эта концепция. Однако, с другой, снижение обязательств государства перед пенсионерами не должно означать полного отказа от ответственности за их судьбу, — полагает управляющий партнер аналитического центра НАФИ Павел Самиев.

Замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин говорит, что не видит непосредственной связи между пенсионной реформой, предложенной ЦБ и Минфином, и изменением пенсионного возраста.

— Предложение ЦБ, скорее всего, связано с тем, что обязательная накопительная система себя не оправдала. А также с тем, что в бюджете нет денег, чтобы компенсировать выпадающие доходы распределительной системы, если обязательная накопительная система будет функционировать в том формате, в котором она существует, — комментирует эксперт.

Читайте также:

Минфин нашел в доходной части бюджета лишний триллион

Мошенники с Украины оставляют одиноких московских старушек без квартир

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением