Бизнес по-американски

Удары по Курской области с применением американского оружия соответствуют политике США, заявила на днях заместитель пресс-секретаря Пентагона Сабрина Сингх. Расширив таким образом сферу своих национальных интересов, американцы вновь заставляют нас задуматься, как правильно отреагировать на их действия, не провоцируя эскалацию политической напряженности. Ответ напрашивается самый очевидный: ударить по самому больному для американцев — по их деньгам.
Больше половины американских компаний, которые вели бизнес с Россией, продолжают свою деятельность в стране после февраля 2022 года. До этого момента в РФ было представлено не менее 650 компаний из США, работающих в самых разных сферах. В настоящий момент полностью покинули российский рынок или перестали сотрудничать с российскими компаниями 322 организации, или 49% от общего числа. Тем не менее продолжают работать такие транснациональные гиганты, как Procter & Gamble, Colgate-Palmolive, Johnson & Johnson, PepsiCo, Mars и Coca-Cola.
Американцы не только продолжают присутствовать на российском рынке, но и получают здесь солидный доход. Например, по итогам 2023 года «дочка» PepsiCo возглавила составленный INFOLine рейтинг лидеров компаний пищевой отрасли в РФ по финансовым результатам: консолидированный объем продаж компании вырос на 15,5%, до 311,9 млрд рублей.
По мнению экспертов, такой результат получен за счет роста цен на продукцию, опережающего инфляцию, а также благодаря активному развитию снекового направления. Весной в Новосибирской области запустили первую очередь завода снеков и соленых закусок «Фрито Лей Мануфактуринг» — подразделения компании PepsiCo. Забавно и то, что PepsiCo также оформила декларацию на выпуск в России чипсов со вкусом черной икры, импорт которой в США был запрещен в рамках санкций еще в 2022 году.
С молоком у PepsiCo тоже проблем нет. Компания «Вимм-Билль-Данн» (ВБД), объединяющая молочные активы PepsiCo Inc. в РФ, в 2023 году получила чистую прибыль в 8,825 млрд рублей, что в 2,6 раза больше, чем в 2022-м (3,36 млрд рублей). Выручка увеличилась на 10%, до 128,863 млрд рублей со 117,17 млрд рублей. Это самые высокие темпы роста за последние годы.
Всё это происходит на фоне деструктивной работы американских властей, которые продолжают выпускать новые и новые запреты и ставить палки в колеса российскому АПК и бизнесу в целом по всему миру.
Еще один лидер среди производителей напитков — Coca-Cola (российское подразделение компании в 2022 году сменило название на ООО «Мултон Партнерс») — в прошлом году получил более 10 млрд рублей прибыли. Это в 2,2 раза больше, чем в 2022 г и самый высокий показатель за последнее время. Несмотря на то что в 2022 году компания объявила о приостановке деятельности в России, в 2024-м она тихо попыталась сохранить права на свои бренды в РФ (Coca-Cola, Fanta, Sprite). Ни один из своих 10 российских заводов компания не приостановила и не продала. И сегодня эти американские активы продолжают ьв собственности нидерландской Coca-Cola HBC Holdings B.V. То есть зарабатывают здесь, а прибыли уводят на Запад.
Другой американский популярный производитель пищевых продуктов Kraft Heinz до конца не определился, хочет ли он оставаться на российском рынке. В этом году комбинаты по производству детского питания были окончательно проданы «Черноголовке» и в скором времени будут выпускать продукцию под новым брендом Gipopo. В то же время знаменитые кетчупы и соусы продолжают разливаться на заводе в Ленинградской области. Более того, Роспатент продлил регистрацию права на товарный знак Heinz еще на 10 лет — до 2034 года.
Не всё гладко у корпорации Mondelez, которая выпускает шоколад Alpen Gold, Milka, печенье Oreo и медвежат Барни (выручка за 2023 год — более 91 млрд рублей). В июне депутат Госдумы Андрей Луговой направил в Генпрокуратуру РФ запрос о проведении проверок в отношении этой компаний, а также швейцарской Nestle, заподозрив их в том, что они получают прибыть от российского бизнеса и передают ее на поддержку санкций и помощь Киеву. Со слов парламентария, только по официальным данным эти зарубежные компании передали Украине сумму, эквивалентную 3,6 млрд рублей, а за последний год организации вывели из России 35,5 млрд рублей.
Помимо тех американцев, которые у всех на слуху, в нашей стране тихо отсиживаются и зарабатывают миллиарды и менее публичные компании. Так, выпуск кормовых добавок в Ленинградской области принес гостям из штата Кентукки Alltech более 4 млрд рублей, а их коллегам из Айовы Kemin Industries — 3,3 млрд рублей.
Еще одна не столь широко известная простым обывателям компания — Remington Seeds («Долина семян»). Она также продолжает деятельность на территории России, причем в критически важной для отечественного АПК отрасли — семеноводстве. Например, ставропольский завод компании занимается производством и экспортом семян кукурузы, а в целом выручка «Долины семян» за 2023 год превысила 8 млрд рублей. Как мне известно, деятельностью этого предприятия уже интересуются депутаты Госдумы и профильный аграрный комитет.
Отмечу, что иностранцы в той или иной форме владеют почти 1 млн га сельхозземель в наиболее перспективных аграрных регионах России — на юге, в Черноземье, Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке. Многие из собственников — частные лица и компании из недружественных стран, в том числе из США.
Конечно, кто-то уходит. Не так давно стало известно, что российские активы производителя металлической упаковки для пищевых продуктов Silgan Holdings (США) перешли во временное управление Росимущества. Это далеко не первый подобный случай (Danone, «Агротерра» и т.д.) и, вероятно, не последний.
Показательно, однако, что в США прошлым летом уже приняли закон, запрещающий инвесторам из России, Китая, Северной Кореи и Ирана покупать сельхозземли. Похожие ограничения действуют и в ряде европейских стран.
Но вместе с этим минфин США в середине июля вновь продлил разрешение американцам платить налоги в России, на этот раз до 9 октября. Документ разрешает американским гражданам и компаниям не только платить в России налоги, сборы и импортные пошлины, но и «приобретать или получать разрешения, лицензии, регистрации или сертификаты» и другие подобные обязательные платежи в адрес российского Минфина или Центробанка при условии, что такие операции «совершаются в обычном порядке и необходимы для повседневной деятельности» граждан и организаций США в России.
Это говорит о том, что уже в который раз американский истеблишмент демонстрирует небывалый цинизм и лицемерие. Одной рукой вводит всё новые санкции против России, а другой помогает своим бизнесменам зарабатывать в нашей стране. В то время как официальный Вашингтон поддерживает конфискацию прибыли от замороженных российских активов и удары американским оружием по территории РФ, американцы продолжают получать немалые деньги. Как гласит известная американская пословица, «ничего личного, только бизнес».
Автор — доктор политических наук, председатель совета директоров агентства «PR-3000».
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора