Летчики Садовничий и Руденко отпущены на свободу
Российский летчик Владимир Садовничий и его эстонский коллега Алексей Руденко, приговоренные в Таджикистане к 8,5 годам лишения свободы, отпущены на свободу. Однако суд не оправдал пилотов по обвинениям в контрабанде и незаконном пересечении границы.
Пересмотр приговора стал компромиссным вариантом решения международного конфликта, который грозил Таджикистану дипломатической войной и непопулярными экономическими санкциями.
Кассационная жалоба пилотов на обвинительный приговор поступила в суд Хатлонской области накануне, а уже утром, 22 ноября, коллегия суда приступила к ее рассмотрению. Такой скорости от таджикского правосудия не ждал даже адвокат летчиков Гулам Бабаев.
— Я всегда говорил, что Садовничий и Руденко не виновны, — заявил он «Известиям». — Но впервые на моей практике рассмотрение кассации прошло так быстро.
Впрочем, после антитаджикской кампании, которая разгорелась в России, уже никто не сомневался, что пилоты будут освобождены. В посольстве Таджикистана в России еще до оглашения приговора уже были накрыты праздничные столы. Однако полностью оправдать пилотов таджикские судьи отказались.
— Судимость в Таджикистане имеет для наших летчиков такое же значение, как судимость на Марсе, — комментирует приговор адвокат Александр Островский. — Для дальнейшей работы это не будет иметь никакого значения.
Впрочем, расследование авиационного инцидента в Курган-Тюбе будет продолжено и в России. Депутаты Госдумы намерены инициировать проверку деятельности компании «Rolkan Investments Limited», на которую работали «таджикские сидельцы» и из-за которой и разгорелся громкий международный скандал.
Как рассказал «Известиям» зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, правоохранительные органы должны выяснить, каким образом военно-транспортные самолеты, не прошедшее легитимизацию, оказались за границей без документов и летали, нарушая все летные законы.
– В итоге из-за деятельности какой-то компании, зарегистрированной на Вирджинских островах, поссорились Россия и Таджикистан, — возмущается Геннадий Гудков. — Я считаю, что никто не должен нарушать международные авиационные законы и в этой истории нужно еще разобраться.
В Росавиации «Известиям» заявили, что при всем желании проверить деятельность компании они не могут.
— Мы проверяем только деятельность российских авиакомпаний. Rolkan к российской гражданской авиации никакого отношения не имеет, — говорит Сергей Извольский из Росавиации.
Самолеты Ан-72, на которых прилетели в Таджикистан Садовничий и Руденко, по решению суда конфискованы в пользу государства. Сами летчики признаны виновными в контрабанде (на борту самолета был полуразобранный двигатель) и незаконном пересечении границы. После пересмотра приговора в кассации им «скостили» срок с 8,5 лет до 2,5 и тут же выпустили из зала суда по амнистии в связи с 20-летием Таджикистана.
По сути все получили, что хотели — Россия освободила летчиков, таджики получили самолеты. Как утверждали владельцы Rolkan, пилотов обещали отпустить только в обмен на транспортные самолеты. Однако, чтобы легализовать конфискованные Ан-72, в них нужно вложить еще $2 млн, считают авиационные эксперты.
— Володя (Садовничий) не был дома почти полтора года, — говорит «Известиям» близкий друг летчика Александр Сухоруков. — Ему нужно прийти в себя, пообщаться с близкими, а потом уже выяснять взаимоотношения с работодателем, который фактически их там бросил.
Как утверждают члены экипажа Ан-72, хозяева самолетов до сих пор не рассчитались с ними за полеты над Афганистаном. Но как нет легальных документов на самолеты, так и не было договоров с летчиками и техниками.
— Никаких трудовых договоров мы не заключали. Все было на полном доверии. Теперь хозяева Rolkan должны всем летчикам, и за работу в Афгане, и за те два месяца, что мы сидели в таджикской гостинице под охраной. Но встречаться с нами они не хотят, — заявил «Известиям» бортинженер Ан-72 Александр Козюлин, который летал вместе с Садовничим.
Однако, как выяснили «Известия», у компании Rolkan есть и третий самолет — Ан-74, с которым тоже возникли проблемы. Он стоит в Кабуле по той же причине — из-за отсутствия документов. 5 декабря 2009 года его задержали во Внуково. «Чиновники придрались к каким-то документам, мы стояли и терпели убытки», — пояснил официальный представитель компании Валерий Пфефер.
Rolkan оценила убытки в 3,92 млн рублей и $360 тыс., соответствующий иск к управлению по воздушному и водному транспорту МВД России был подан в арбитражный суд Москвы 8 ноября.