Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Актриса Маргарита Терехова: "Я впервые увидела отца, когда училась в Москве"

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Легендарная актриса <A style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/person/article46163&quot; target="_blank">Андрея Тарковского</A> Маргарита Терехова очень редко дает интервью. Исключение она сделала только для <B>"Известий".</B> Вскоре на экраны выйдет фильм "Чайка" в постановке режиссера Тереховой, где сама она сыграла роль Аркадиной. С Маргаритой Борисовной Тереховой встретился специальный корреспондент "Известий" <B>Артур Соломонов. <?xml:namespace prefix = o /><o:p></o:p></B><BR><BR><STRONG>"Я лежала за кулисами в корзине с костюмами"<o:p></o:p></STRONG><BR><BR><B>известия:</B> Вам известно что-нибудь о ваших польских предках? <o:p></o:p><BR><BR><B>Маргарита Терехова:</B> Один благородный человек перевез из Польши в Крым трех сирот-сестер: Нину, Веру и младшую - Галину<B>,</B> мою будущую маму. Он спас им жизнь: это были времена разрухи после Гражданской войны, а в Крыму можно было как-то выжить. И они выжили... Моя мама помнила, как в детстве переходила из одного детского дома в другой. Брала подушку и переходила. Каким-то чудом мамочка сохранила образок Мадонны, который перешел к ней от польских предков. Он сейчас у моей дочки Анечки. <o:p></o:p><BR><BR>Во время войны мама работала актрисой в Свердловском передвижном театре на Урале, где она и встретились с моим отцом, прекрасным актером, которого, конечно, забрали, когда началась война. Он был разведчиком, и таких историй, которые он мне рассказывал, когда мы с ним встретились в Москве, я не слышала никогда. <o:p></o:p><BR><BR>Во время войны моя мама и другие актеры выступали в разных городах в госпиталях перед ранеными. Мама не могла без слез рассказывать, как после одного из выступлений она услышала какой-то странный гул среди раненых солдат и не поняла, что это. Ей сказали: "У них нет ни рук, ни ног, и этот гул - их аплодисменты". <o:p></o:p><BR><BR>Мамочка меня родила на гастролях, переезжая из города в город. Я родилась в Туринске. Получается, мама меня родила в дороге. <o:p></o:p><BR><BR>Мама всю жизнь вспоминала Свердловский передвижной театр - они жили дружно, по очереди кормили детей. За кулисами дети, в том числе и я, лежали в корзинах с костюмами. Чего уж тут удивляться, что я пошла в артистки (смеется)! Но меня радует, что я появилась на свет в таком месте - это же середина Урала. Лет пять назад горожане Туринска сообщили, что хотят присвоить мне звание почетного гражданина Туринска. Я им говорю: "Меня же грудным ребенком от вас увезли, за что же почетного гражданина давать?"<o:p></o:p><BR><BR><B>известия:</B> Надо было дать почетного младенца Туринска. <o:p></o:p><BR><BR><B>Терехова: </B>Вот-вот! (Смеется.) Когда я сильно застудилась на Урале, мама уехала со мной в Ташкент. Эта рыжеволосая красавица отдала мне и Анечке всю свою жизнь. <o:p></o:p><BR><BR>Ташкент - город удивительный. Как-то я перелезла через забор своего двора и встретилась с тренером по баскетболу Анатолием Павловичем Кирилловым. Он поставлял в сборную Союза баскетболистов. Я сказала ему: "Возьмите меня". Он посмотрел на меня (а я тогда была худющая!) и говорит: "А тебя ветром не сдует?" - "А вы попробуйте".&nbsp; И впоследствии я стала капитаном юношеской сборной Узбекистана по баскетболу. Правда, мы всем проигрывали (смеется). <o:p></o:p><BR><BR>Окончив школу с золотой медалью, поучившись в Ташкентском университете на физико-математическом факультете, единственное что я боялась бросить - баскетбол. Но... поехала в Москву поступать в актрисы. <o:p></o:p><BR><BR><B>известия:</B> Впоследствии вы не занимались спортом? Он не остался вашим хобби? <o:p></o:p><BR><BR><B>Терехова: </B>Я думала, что без баскетбола жить не смогу. Но когда я поступила в студию Завадского, поняла - это посильнее баскетбола. Он набирал студентов раз в десять-двенадцать лет. Представляете, как мне повезло? <o:p></o:p><BR><BR><B>известия:</B> Вы помните свою первую встречу с Юрием Завадским? <o:p></o:p><BR><BR><B>Терехова: </B>Сначала меня встретила Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, ближайшая сотрудница Завадского. Я вошла к ней в кабинет, положила на стол свой "золотой" аттестат. Она говорит: "Ах ты, какая умница! Ну, прочти что-нибудь". Послушав, как я читаю,&nbsp; она записала меня на последний тур. <o:p></o:p><BR><BR>Я зашла в зал, где сидели Юрий Завадский и вся элита театра. Первая, кого я увидела, была Вера Марецкая. Передо мной так много абитуриентов прошло, что она, голубушка, уже засыпала. Я поняла, что надо разбудить... И завопила: "Монолог Натальи&nbsp; из "Тихого Дона". Как только я начала читать, бедная Марецкая вздрогнула и вытаращила на меня глаза. Завадский дослушал и деликатно спросил: "У тебя есть что-нибудь потише?". И тогда я шепотом прочла любимые стихи Кольцова. Он сказал: "Ну ладно, иди". Я вышла и&nbsp; услышала, как одна артистка сказала про меня "Или ненормальная, или гениальная". <o:p></o:p><BR><BR>Потом, когда я стала артисткой театра, оказалось, что очень многие мои "доброжелатели" ходили к Завадскому и спрашивали, зачем он меня отпускает на съемки. Он отвечал: "Ей это нужно". С моей юности он понял, что кино станет моей основной профессией. <o:p></o:p><BR><BR><STRONG>"Все прилепились к окнам - смотреть, как Рита первый раз встречается с отцом"<o:p></o:p></STRONG><BR><BR><B>известия:</B> Вы много рассказали о своей матери и не рассказали&nbsp; об отце. <o:p></o:p><BR><BR><B>Терехова: </B>Я впервые увидела отца, когда училась в Москве. Он позвонил мне, и мы договорилась о встрече у театра. Все прилепились к окнам - смотреть, как Рита первый раз встречается с отцом. Я сразу увидела, что мы очень похожи. <o:p></o:p><BR><BR><B>известия:</B> Больше вы с ним не встречались? <o:p></o:p><BR><BR><B>Терехова: </B>Потом он приходил к нам с мамой домой и рассказывал, как он был ранен, потерял память.<B> </B>У него осталось много детей - мы общаемся. И в Кемерове есть любимая сестра Светлана с семейством, а в Москве есть любимая сестра Юлия.&nbsp; <o:p></o:p><BR><BR><B>известия:</B> Были случаи, когда вы жалели, что вас считают красавицей? Ведь нередко красивую актрису воспринимают как "героиню" и тем самым лишают возможности проявить свою индивидуальность как-то иначе. <o:p></o:p><BR><BR><B>Терехова: </B>Я даже не понимаю, о чем вы говорите. О какой красоте? Вы посмотрите внимательно вокруг - вы видите хоть одну некрасивую девочку? Да и мальчики вроде ничего... (Смеется.) Это же Россия! <o:p></o:p><BR><BR>А что касается меня, я счастлива, что западные энциклопедии по кинематографии называют меня характерной актрисой... Я очень этому рада, потому что они меня лучше понимают, чем здесь. <o:p></o:p><BR><BR>Вот, например, первая моя роль в театре - Клеопатра. Я, студийка, играла на сцене вместе с Ростиславом Пляттом и Серафимой Бирман - острохарактерными, гениальными актерами! Пластике для этой роли я научилась у кошек: внимательно за ними следила. <o:p></o:p><BR><BR>Так как у меня в кино больше ролей, чем в театре, то должна сказать, что и в "Собаке на сене", и в "Только для сумасшедших", и в "Монологе" я&nbsp; - острохарактерная актриса. <o:p></o:p><BR><BR><B>известия:</B> Вы нередко осеняете себя крестным знамением, цитируете святых отцов...<o:p></o:p><BR><BR><B>Терехова: </B>Это мне помогает. Вот, например, в Доме кино на премьере нашей "Чайки" я сказала фразу великого русского святого Амвросия Оптинского: "Там, где просто, там ангелов со сто, где мудрено - там ни одного".&nbsp; <o:p></o:p><BR><BR><B>известия:</B> Но ведь, цитируя святых отцов, порой крестясь на публике, вы тем самым невольно противопоставляете себя "тусовке" - и театральной, и кинематографической. <BR><B>Терехова: </B>Вы знаете, я всегда так много работала, что меня никогда не интересовали тусовки. А сейчас все разделились на кланы - ну, пусть! Меня это не волнует... Все равно люди или верят, или хотят верить. Россия этим держится. Вот подумайте, почему великий святой Серафим Вырицкий перед смертью сказал: "Я побывал духом во всех странах. Россия лучше всех". <o:p></o:p><BR><BR>И не надо думать, что сейчас какое-то иное время. Русские люди остались прежними. Несмотря на то что Россия пережила полосу уничтожений и смертей. Те, которые были палачами, потом в этой же яме погибали, на их место приходили другие палачи, и, когда приходил их черед, они сами становились жертвами. Как это осмыслить? Прошлый век был трагическим для всей Европы, но Россия пострадала больше других стран. <o:p></o:p><BR><BR>Недавно я вышла из магазина и увидела, что со мной рядом идет очень&nbsp; пожилая дама: опрятная, в чистенькой одежде, старомодной шляпке. И что поразительно - у нее все было выглажено, вычищено. Я заглядываю ей в глаза и говорю: "Вы не обидитесь на меня, если я вам дам денег?" И протягиваю ей купюры. У нее сразу сморщивается лицо, она начинает плакать, и я тоже. Она бы не приняла, если бы я говорила с ней по-другому. <o:p></o:p><BR><BR><STRONG>"Тарковский посмотрел на меня своими зелеными глазами и сказал: "А по хохотальнику?"</STRONG>&nbsp; <o:p></o:p><BR><BR><B>известия:</B> Какое событие последнего времени оказалось для вас самым&nbsp; светлым и какое - самым печальным? <o:p></o:p><BR><BR><B>Терехова:</B> Игорь... <A style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/culture/article7148&quot; target="_blank">Убийство Игоря Талькова</A>. Он и Виктор Цой, певцы, убитые в начале девяностых. Боюсь, что мы - последняя страна, где убивают певцов... Игоря убили в 1991 году при колоссальном стечении народа во время концерта в Ленинграде. Убийцу не нашли. <o:p></o:p><BR><BR>Он однажды сказал<B> </B>своим музыкантам, когда они летели в самолете и начались какие-то неполадки: "Успокойтесь, мы сейчас не погибнем, меня убьют при большом стечении народа, и убийцу не найдут"... Конечно, это было заказное убийство - попали в сердце так, что никаких шансов выжить у него не было. Он умер мгновенно, только сказал: "Как больно…" <o:p></o:p><BR><BR>Он и Виктор Цой могли бы сформировать совершенно другую эстраду - в нашей-то голосистой России. <o:p></o:p><BR><BR>Встретились мы с ним, как говорится, "по найму": мы летали с концертами по всему Союзу, с севера на юг, с юга на восток. Я - с отрывками из спектаклей, с эпизодами из фильмов, со стихами, Игорь Тальков с песнями. Были у нас в коллективе и прекрасные джазмены.&nbsp; <o:p></o:p><BR><BR>Люди расцветали, когда Тальков выходил на сцену с гитарой. На Камчатке, при минус пятнадцати в зале и минус пятидесяти за стенами, когда он выходил, люди все равно улыбались. Игорь, кроме того что пел свои песни, был у нас и драматическим актером и даже пел народные песни. Хотя говорил, что они ему "голос ломают". А вы помните его "Кирпичики"? Так что народные песни ему пригодились. <o:p></o:p><BR><BR>А самое светлое событие? То, что мы выпустили наш фильм "Чайка".&nbsp; Теперь самое главное - чтобы она пришла к людям. <o:p></o:p><BR><BR><B>известия:</B> Вы заговорили о чуде. Какие еще события в вашей жизни вы могли бы назвать так? <o:p></o:p><BR><BR><B>Терехова: </B>Чудеса в жизни происходят не как в сказках. Рождение ребенка - это чудо. Любовь - чудо. Работа с Игорем Тальковым и Андреем Тарковским - чудо. <o:p></o:p><BR><BR><B>известия:</B> Неизбежен вопрос об Андрее Тарковском и его роли в вашей жизни. <o:p></o:p><BR><BR><B>Терехова: </B>Все, кто чувствует и знает, что такое кино, понимают, что Андрей Тарковский, с которым я имела счастье работать и в "Зеркале", и в спектакле "Гамлет", - выдающийся гений, не только ищущий, но и находящий новые пути в кинематографе. У него ни один фильм не похож на другой...<o:p></o:p><BR><BR>Почему я считаю его гением? Я могу рассказать о том, что я видела собственными глазами, что чувствовала и чему училась. Каждый вечер перед съемкой они собирались с Гошей Рербергом и Колей Двигубским и с ними разговаривал о завтрашней съемке. И я к ним напросилась. Они вечера три меня выдержали, а потом Тарковский сказал: "Знаешь, Рита, больше не приходи, а то я начинаю думать о другом..." (Смеется). Чувство юмора у него было потрясающее! Он так говорил, что никогда не было обидно. <o:p></o:p><BR><BR>Представьте себе, что именно у него на съемках я больше всего вмешивалась в процесс. И он меня терпел, что совсем невероятно. Но однажды он посмотрел на меня своими зелеными глазами и спокойно сказал: "А по хохотальнику?" Я захохотала, а потом снова продолжала приставать с предложениями. Поскольку он взял меня на роль матери, он доверял моей интуиции. И даже изменил финалы в трех сценах после моих "вмешательств". <o:p></o:p><BR><BR>Вдруг он предлагает мне в одном из эпизодов рубить голову петуху на кухне. Когда я об этом узнала, я надеялась, что это шутка. А потом, когда поняла, что дело плохо, начала ко всем бросаться за помощью, в том числе к маме и папе Андрея, которые присутствовали на съемках. Но все они, сочувственно вздыхая, от меня отворачивались...<o:p></o:p><BR><BR>И вот - павильон "Мосфильма", свет уже поставлен оператором. Я сижу перед этим куриным эшафотом, рядом со мной дрессировщик с мешком петухов тихо меня спрашивает "Вы правда не будете их рубить?" - "Правда. Не буду". Это услышал Андрей Тарковский: "Как это не будешь? А что с тобой будет?" - "Меня стошнит, Андрей Арсеньевич" - "Очень хорошо! Снимаем!". Я встаю и на подгибающихся ногах выхожу из кадра со словами: "И вообще я считаю, что если снял фильм "Андрей Рублев", больше ничего снимать не надо"... И пошла в неизвестном направлении. (Смеется.) Андрей сказал: "Та-а-ак, выключили свет". Догнал меня и говорит: "Да будет тебе известно, я снимаю свой лучший фильм". <o:p></o:p><BR><BR>Я счастлива, что в моей "Чайке" роль Медведенко сыграл Алексей Солоницын, сын главного актера Андрея Тарковского, Анатолия Солоницына.&nbsp; <o:p></o:p><BR><BR><B>известия:</B> В фильме "Чайка" вы сыграли Аркадину. Мне кажется, в каждой актрисе есть хоть немного Аркадиной. <o:p></o:p><BR><BR><B>Терехова: </B>Ведь Антон Чехов не зря назвал "Чайку" комедией и, конечно, в роли Аркадиной, смеясь, рассказал все, что знал про артисток. Надо сказать, что Аркадину я играть не собиралась, искала актрису на эту роль, но играть пришлось самой... <o:p></o:p><BR><BR>Я считаю, что "Чайку" нужно делать только в кино. Когда Чехов писал эту пьесу, уже "пахло" кино, начиналась новая эра. Так получилось, что Чехов написал эту пьесу именно в то время, когда братья Люмьер показали прибытие поезда. <o:p></o:p><BR><BR>А что касается пьесы "Чайка", то даже при гениальности Чехова она, на мой взгляд, стоит особняком. Я хочу сказать, что дети должны жить, а не умирать. И наш фильм "Чайка" - про это. И жующий завтрак Тригорин с общеизвестной истиной: "Ну ведь всем хватит места, и новым и старым, - зачем толкаться?" - нас не убеждает. Места Треплеву среди них не хватило. <o:p></o:p><BR><BR>Вы меня простите, а Россия почему вымирает? И какие дети, может быть, еще в самом младенчестве, не выживают - в сиротстве, в детдомах, в армии? <B><o:p></o:p></B><BR><BR><B>известия:</B> Когда же ваш фильм, снятый два года назад, дойдет до публики? <o:p></o:p><BR><BR><B>Терехова:</B> Во-первых, НТВ-плюс нас уже показал, не знаю с чьего разрешения. Это была не самая плохая копия - пусть люди посмотрят, если все так долго тянется. После московской и питерской премьер в Доме кино зрители подходили к нам и спрашивали: где можно посмотреть вашу "Чайку" на большом экране? Скоро будет&nbsp; премьера в Доме литераторов в Москве, а дальше, мы надеемся, прокат нашей "Чайки" по России.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир