Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Антон Златопольский: "В силу статуса наш канал всегда будет более консервативным"

- После трагедии в Беслане не только российские, но и мировые СМИ пересмотрели свое отношение к принципам подачи информации о терактах... По большому счету я слышал две главные претензии в наш адрес: первая - это неверная информация о количестве заложников, вторая - то, что мы в прямом эфире не транслировали те жуткие кадры. Начну со второго: решение было осознанным и, как мы сегодня понимаем, единственно верным. Последнее решение телекомпании "Би-би-си" транслировать теракты с небольшой задержкой во времени показало, что мы были правы
0
Антон Златопольский: "Ток-шоу потеряли прежнюю популярность"
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
"Известия" продолжают публиковать цикл эксклюзивных интервью с руководителями основных российских телеканалов, которые вспоминают прошедший телевизионный сезон и подводят его итоги. Сегодня на вопросы обозревателя "Известий" Евгения Кузина ответил генеральный директор телеканала "Россия" Антон Златопольский.

"Ток-шоу потеряли прежнюю популярность"

известия: Какие принципиальные изменения произошли на российском телевидении в ушедшем сезоне и как они отразились на канале "Россия"?

Антон Златопольский: Что касается канала "Россия", то впервые за всю историю российского телевидения канал "Россия", транслирующийся на второй кнопке, стал первым по рейтингам и популярности в 2005 году.

известия: Вы не назвали ярких телесобытий. Получается, российское телевидение застоялось?

Златопольский: Застой - это термин, который менее всего применим к российскому телевидению в целом. С точки зрения качества продукта, разнообразия жанров, наполнения эфира российское телевидение развивается революционно. Сегодня оно - одно из лучших в Европе.

известия: Но все предыдущие сезоны появлялись новые жанры, а в этом ничего нового зритель не увидел.

Златопольский: Для появления новых телевизионных жанров нужны десятилетия. Российские телеканалы с колоссальной скоростью вобрали все жанры мирового телевидения, адаптировали их и предложили соответствующий мировым образцам продукт нашему зрителю. Зачастую даже более качественный, нежели в стране - прародительнице формата. И пока благосостояние населения России не настолько высоко, чтобы оплачивать спутниковые платные телеканалы, общедоступные каналы предлагают уникальный выбор: по качеству, свежести и разнообразию. Наши зрители видят как самые последние мировые образцы классических игр, ток-шоу, так и российские абсолютно оригинальные художественные и документальные фильмы, сериалы.



известия: Про новинки кино в отношении канала "Россия" я соглашусь, но вот программных новинок у вас сезоне было немного. Почему?

Златопольский: Если по результатам сезона остается одна или две новые программы - это уже успех. У нас с отличным результатом пошла программа "Кулагин и партнеры", праймовый облегченный развлекательный проект "Субботний вечер". Прошел цикл программ Дмитрия Диброва "Я готов на все". Утренняя субботняя программа-шоу "Субботник". И это далеко не полный список. Хотя, конечно, не все удалось. Какие-то проекты не приняла аудитория. Не все жанры одинаково популярны. Есть и такие, к которым зрители просто потеряли интерес. Это касается, например, телевизионных игр. Ток-шоу, к сожалению, сегодня уже также не пользуется прежней популярностью.

известия: Не потому ли, что они остались только в дневном эфире и делаются для домохозяек, потеряв актуальность, в том числе и на вашем канале?

Златопольский: Они стали дневными как раз потому, что именно эта аудитория оказалась более терпимой к подобному продукту.

известия: Раньше в России новые форматы впервые появлялись на федеральных каналах, а теперь эксперимент могут позволить себе только сетевые вещатели?

Златопольский: В мире не существует жанров, которые в разное время не предлагали бы зрителю национальные каналы. Но не соглашусь, что мы отказались от экспериментов. Например, проект "Кулагин и партнеры" - абсолютно новый телевизионный формат. Даже общепринятого названия у подобного жанра еще нет.

известия: Разве? Я был уверен, что это сериал.

Златопольский: Ничего подобного. Этот синтетический формат зритель воспринимает не как игровой, а как документальный.

"Мы не мазохисты"

известия: Довольны ли вы тем, как государственный канал освещал главные события - сезон начался с Беслана, были выборы на Украине, продолжалось "дело "ЮКОСа", случилась монетизация...

Златопольский: Начну с Беслана. После трагедии в Беслане не только российские, но и мировые СМИ пересмотрели свое отношение к принципам подачи информации о терактах... По большому счету я слышал две главные претензии в наш адрес: первая - это неверная информация о количестве заложников, вторая - то, что мы в прямом эфире не транслировали те жуткие кадры. Начну со второго: решение было осознанным и, как мы сегодня понимаем, единственно верным. Последнее решение телекомпании "Би-би-си" транслировать теракты с небольшой задержкой во времени показало, что мы были правы. Более того, в тот момент никто из представителей СМИ не знал, что происходит в самой школе и как на возможную операцию по освобождению заложников повлияет прямая трансляция.

известия: Но ведь другие каналы это сделали.

Златопольский: В силу статуса наш канал всегда будет более взвешенным, консервативным, если хотите.

Что касается количества заложников, то в той ситуации журналисты канала "Россия" не могли позволить себе фантазировать по поводу цифр и передавали только официальную информацию. Штаб операции в тот момент называл только одну цифру. Любая интерпретация могла нанести ущерб людям, попавшим в беду.

известия: Но они-то как раз были раздражены тем, что тележурналисты не пытались поставить под сомнение официальную информацию, проверить ее. Разве задача журналиста только в трансляции официальной точки зрения?

Златопольский: Задача журналистов ставить под сомнение информацию в том случае, если эти сомнения не могут нанести ущерб жизни и здоровью людей. Осуществления своих планов террористы рассчитывают добиться, используя в том числе и электронные СМИ: максимально раскачать ситуацию, посеять панику.

известия: А выборы на Украине тоже могли повредить зрителю?

Златопольский: Какие вопросы могут быть к каналу "Россия" по этой ситуации? Мы были адекватны и сбалансированны. Информация была максимально полной. А что касается вопросов, которые звучали, то ход "оранжевой" революции подтверждает нашу правоту.

известия: Но в сентябре-октябре, пока Кремль не скрывал своей симпатии к Януковичу, количество бело-голубых тонов в "Вестях" заметно преобладало над оранжевыми... Это ведь тоже способ идеологического влияния.

Златопольский: Мы работали и с майдана, и из штаба Януковича. Повторюсь - баланс был всегда. Что же касается интонационных моментов, то с какой стати российский канал, работающий на отечественную аудиторию, должен соглашаться с антироссийскими настроениями многих "оранжевых" лидеров. Мы не мазохисты.

известия: Вы считаете, что "дело "ЮКОСа" ваш канал тоже освещал адекватно?

Златопольский: Ни одно уголовное дело в последние годы не находило такого широкого освещения в эфире канала "Россия". Мы предоставили палитру мнений как в защиту обвиняемых, так и против. Все участники процесса присутствовали в эфире "России", и канал предоставил возможность зрителям самим оценивать ситуацию.

известия: После волны митингов пенсионеров, недовольных монетизацией, власть обвинила телеканалы, что, мол, плохо разъяснили. Вы свою вину чувствуете?

Златопольский: Не надо переоценивать возможности телевидения. Телевидение может многое, но не все. И объясняли, и разъясняли. Но путаницы хватало во всех звеньях. И едва ли нам по силам компенсировать содержательные просчеты. Хотя, понятно, в таких ситуациях ответственность всегда общая.

"Пропаганда - это разъяснение различных социальных идей"

известия: Что для государственного канала важнее: донести точку зрения власти или же рассказать обо всем, что происходит в обществе?

Златопольский: Почему "или"? Мы рассказываем обо всем происходящем в стране, обществе. Безусловно, позиция государственных структур присутствует у нас так же полно.

известия: Понятно, почему сюжеты о президенте и правительстве в ваших новостях всегда на первом месте...

Златопольский: Не всегда, но часто так же часто, как от решений президента и правительства зависят изменения, происходящие в стране. Хотим мы того или нет, они, как правило, главный источник информации, новостей. Не признавать этого - фарисейство.

известия: Где грань между формированием образа государства и госпропагандой?

Златопольский: Пропаганда - это не зомбирование через масс-медиа. Пропаганда - это разъяснение и продвижение различных социальных идей и проектов. Например, пропаганда здорового образа жизни не воспринимается как какое-то зло и зомбирование. Задача телевидения - пропагандировать позитивные ценности, к коим относятся и действия государства, направленные на улучшение жизни своих граждан. Дальше вопрос в деталях - как это делать. С другой стороны, это и возможность общества следить за государством, которое через СМИ информирует о своей деятельности, и делать выводы, которые имеют решающее значение в период выборов.

известия: Круглосуточный информационный канал, идея которого давно обсуждается в ВГТРК, наверняка будет делаться силами "Вестей". Когда зрители увидят "русский CNN"?

Златопольский: Сегодня количество оригинальных информационных материалов, создаваемых силами ВГТРК, включая программу "Доброе утро, Россия", все дубли программ "Вести", "Вести. Подробности", а также региональные выпуски "Вестей", составляет более 100 часов в сутки - аналогов нет нигде в мире. Поэтому нам уже сегодня по силам информационный канал. Но надо сначала точно определить аудиторию этого канала и форму доставки сигнала, а также разработать экономически эффективную модель функционирования подобного проекта.

известия: Накануне телесезона вы говорили, что сделаете ставку на качество программ. Какие из программ канала соответствовали вашему представлению о качестве?

Златопольский: Начнем с очевидных вещей. Обе сериальные линейки в 21.00 и в 22.00 удовлетворяли и по качеству, и по рейтингам. Отмечу отдельно сериалы, посвященные юбилею Победы. Это "Штрафбат", "Красная капелла", "Караван PQ-17", "Эшелон" и "Курсанты". Всего более 50 часов. Успехом для нас являются результаты документальной вечерней линейки программ, куда входят и авторские программы "Дежурный по стране" Михаила Жванецкого, "Мой серебряный шар" Виталия Вульфа. Кроме того, мы показали огромное количество документальных премьер, которые мы повторяем в специально созданной для этого утренней линейке. Отдельно отмечу "Исторические хроники с Николаем Сванидзе" - наш главный документальный исторический сериал. Удачей считаем и то, что уже второй сезон подряд канал полностью отказался от иностранной продукции в будни - исключение составляют художественные фильмы рубрики "Киноакадемия" по четвергам. Только в выходные мы показываем голливудские блокбастеры, такие, как "Гарри Поттер", "Властелин колец".

известия: А неудачи-то были?

Златопольский: Из главных сожалений - "Пирамида" - замечательный игровой проект. К сожалению, зритель не принял его. Чувствуется и зрительская усталость от наших дневных ток-шоу. В первую очередь речь о проекте "Что хочет женщина", который идет в эфире уже много лет.

известия: Вы назвали как пример "Пирамиду", когда качественный проект не набрал рейтинга. Вам часто приходится делать выбор между немассовым качеством и рейтингом, который фактически синоним ширпотребу?

Златопольский: Нет конфликта между рейтингом и репутацией. Высокий рейтинг не означает ущерб репутации - тут нет прямой связи. Совпадение высоких рейтингов и высокого качества встречается чаще, нежели наоборот. Так что перед проблемой выбора между рейтингом и репутацией мы стоим не часто.

известия: Но каналу "Россия" как никогда важно сейчас не потерять рейтинг...

Златопольский: Да, но это не означает, что мы должны сохранить лидерство любым путем. Мы не планируем совершать каких-либо действий, которые могут нанести даже минимальный ущерб нашей эфирной репутации. Рейтинг - не самоцель, а лишь один из важных показателей результатов нашей деятельности, но далеко не единственный. Этой весной, например, мы вопреки рейтинговой логике заменили более рейтинговый проект "Вести. Дежурная часть" актуальным интервью "Вести. Подробности". Еще пример - "Спокойной ночи, малыши!" в прайм-тайм.

"Дибров выйдет с новым проектом"

известия: Относите ли вы к качественным телепрограммам юмор - "Кривое зеркало", "Аншлаг", новый проект "Субботний вечер"?

Златопольский: Конечно. Это необходимый элемент телевидения. В России отношение к юмору всегда было особым. Традиционно главный во всем мире жанр телевизионного юмора - ситком только сегодня начинает восприниматься нашим зрителем.

известия: Долго ли еще, на ваш взгляд, зритель будет отдавать предпочтение такому однотипному юмору?

Златопольский: Юмор и в жизни, и на экране необходим. Думаю, что в обозримом будущем юмор, который вы назвали однотипным, останется на канале наряду и с юмором другим: "Городком" Юрия Стоянова и Ильи Олейникова, "Дежурным по стране" Михаила Жванецкого. В то же время мы ищем и другие форматы.

известия: Почему нет разнообразия музыкальной политики канала - в основном в эфире эстрадные исполнители советских времен и звезды 90-х?

Златопольский: Музыкальная политика канала проста - музыка на телеканале "Россия" соответствует нашей и более молодой аудитории. Нам не чужды разные жанры. И рок-музыка, и концерт Дмитрия Хворостовского на Красной площади, и Кубанский казачий хор, и концерты Юрия Башмета. Отдельно надо отметить проект "Наши песни", где собран золотой фонд песен ХХ века, которые исполняют артисты разных возрастных групп и пристрастий. Сегодня записано уже более 300 песен. Поэтому я бы не стал упрекать канал в отсутствии разнообразия в области музыки.

известия: Есть ли перспективы у проекта "Народный артист", победители которого перестают звучать сразу после окончания телешоу, в отличие от "фабрикантов"?

Златопольский: Результатами "Народного артиста" в эфире мы довольны, потому что смогли добавить к традиционной аудитории канала молодежь и выиграли репутационно. Обязательно будет продолжение. Давайте помнить, что телеканал "Россия" готовит телевизионные проекты, а не занимается шоу-бизнесом. Это дело продюсеров, которых мы приглашаем. Сегодня "Народным артистом" занят один из лучших в стране - Евгений Фридлянд.

известия: Шоу Дмитрия Диброва "Я готов на все" закрыто?

Златопольский: Программой мы довольны, но в силу того, что рейтинги оказались значительно ниже ожидаемых, мы от нее отказались. Но Дмитрий Дибров выйдет скоро в эфир с новым проектом.

известия: Где он станет "русским Лари Кингом"?

Златопольский: Мы сейчас обсуждаем детали, лучше дождаться эфира.

известия: На какие темы сериалов сделаете ставку в новом сезоне? Похоже, основные каналы сейчас в поиске содержательной тональности телевизионного кино?

Златопольский: Принципиальные позиции ясны - сериалы и фильмы обязательно должны быть качественными и талантливыми. Содержательная тенденция очевидна: главный герой, сюжет, интрига должны быть интересны зрителю, но при этом не переходить границы нравственности и этики, нести позитивную эмоцию.

известия: Ожидается ли эфирная война экранизаций классики - вы готовите "Мастера и Маргариту", "В круге первом", "Первый канал" - "Анну Каренину", НТВ - "Мертвые души"?

Златопольский: Безусловно, данные проекты будут как минимум заметными. Предсказать же рейтинги и их общественную значимость я не берусь. Уверен, что помимо названных в эфире будут и другие заметные телефильмы.

известия: Как повлияли программные решения и успехи на финансовое состояние вашей корпорации? Можете ли в абсолютных величинах назвать, сколько канал зарабатывает, сколько из этого тратит на поддержку каналов "Культура", "Спорт"?

Златопольский: О доходах пока говорить не готов - идет середина финансового года. Что касается тенденции, то она не изменилась: часть доходов канала "Россия", полученных от размещения рекламы, тратится на социальные проекты: "Культура", "Спорт", на наши региональные филиалы и радиовещание.

известия: Год назад было объявлено о планах ВГТРК продавать рекламу своих компаний не через "Видео Интернешнл", а самостоятельно. Заработает ли собственная служба в ближайшее время?

Златопольский: Мы сразу предупреждали о том, что на создание уйдет немало времени. Спешка с переходом на собственные продажи может повлечь отрицательные последствия для финансового положения корпорации. Поэтому мы не торопимся. Да и ситуация в целом с точки зрения позиции ВГТРК на рынке существенно изменилась.

известия: Не могу не спросить про будущее телевизионной премии "ТЭФИ". Когда на последнюю церемонию не пришли руководители главных компаний - "Первого канала", ВГТРК и НТВ, телеакадемики говорили о расколе и даже о попытке крупных каналов создать альтернативную академию.

Златопольский: И этот "кризис" я не стал бы преувеличивать. Ничего о попытках создать альтернативную академию мне не известно. Что касается проблем в телеакадемии, то они были. Но сегодня создано все, чтобы попробовать сформировать механизм, который позволит сделать решения академии более объективными. Надо отдать должное не только руководству академии, но и всем участникам рынка, в первую очередь "Первому каналу", НТВ, которые договорились о компромиссе. Результат мы увидим в ноябре на телеканале "Россия", который в этом году будет транслировать церемонию.

"Россия" делает рейтинг на "Кармелите" и Петросяне

Долгие годы канал "Россия" лишь на короткий срок оказывался на первом месте по популярности. Например, когда показывал такие сериальные хиты, как "Бригада" и "Идиот". В прошедшем сезоне канал впервые захватил верхушку пьедестала почета на два месяца - в апреле и мае. К зрительскому сожалению, вырваться вперед "России" удалось без особых усилий - помогли спорные по качеству мыльные оперы "Кармелита" и "Исцеление любовью". Доля этих сериалов феноменальна: превышает 40% и уже подбирается к 50% - при том, что фильмы идут не в прайм-тайм.

Телешедевры в виде сериалов "Штрафбат", "Красная капелла", "Курсанты", "Эшелон" были разбросаны по сезону и перемешаны с менее заметными сериалами. Действительно высоких показателей смог добиться только "Штрафбат" (доля - 41,8%). Впрочем, средняя доля в 30% у "Курсантов" и "Эшелона" не могла не способствовать укреплению положения "России" в 2005 году.

Информационную сбалансированность новостных передач "России" нарушили трагедия в Беслане, во время которой журналисты "Вестей" транслировали только ту информацию, которую им предоставляли официальные лица, и дело "ЮКОСа", фигуранты которого стали героями псевдорасследования "Честного детектива" Эдуарда Петрова. Про затянувшиеся выборы на Украине "Россия" рассказывала эмоционально отстраненно, но первое время чаще показывала Януковича. Несмотря на это, информвещание "России" усилило свои позиции. "Вести" все чаще выбиваются в лидеры, оставляя позади и новости "Первого канала", и НТВ, а "Вести недели" Сергея Брилева (средняя доля 20%, рейтинг - в пределах 10%) практически весь сезон обыгрывала "Времена" Владимира Познера.

Существенную долю эфира "Россия" отдала документалистике. Авторы фильмов в деталях рассказали про сексуальную жизнь советских вождей, но забыли снять фильм про 10 лет чеченской войны.

Но главным источником дохода госканала стали юмористы. Программы "Кривое зеркало" и "Смехопанорама" Евгения Петросяна не вылезают из топ-10 популярных программ. Стоит отметить, что уменьшить показатели "Кривого зеркала" на "России" не могут даже повторные выпуски программы параллельно идущие на "Первом канале". Средняя доля программы на "Первом" составила 38,7%, а на "России" - 39,8%. Ненавидимый министром культуры Соколовым "Аншлаг" слегка подрастерял зрителя, рейтинговые показатели перестали быть запредельными, но остановились на хорошем уровне - доля этой передачи колеблется в пределах 20-30%. Стало быть, и в новом сезоне "Россия" не сможет отказаться от услуг Регины Дубовицкой. В этом сезоне "Россия" стала рекордсменом по количеству смеха - по-прежнему популярны "Городок", "Фитиль", "Комната смеха", бесконечная серия концертов "Смеяться разрешается", а также неизбежные бенефисы юмористов.

В целом по итогам сезона "Россия" стала единственным федеральным каналом, увеличившим долю аудитории. Если в сезоне 2003/2004 доля составляла 20,7%, то в сезоне 2004/2005 - уже 22,2%. Сближение с "Первым" обострило конкуренцию и обещает интересную борьбу за лидерство двух главных каналов - по логике интересных проектов должно стать больше.
Комментарии
Прямой эфир