Число организаций розничной торговли в России в 2019 году сократилось до минимума с 2005 года — до 254 тыс. Как заявили в профильной ассоциации (АКОРТ), причиной стало падение реальных доходов населения, экспансия крупных сетей и усиление контроля. А также активные действия властей по выводу экономики из серой зоны, добавляют эксперты. В частности, стало меньше фирм, торгующих алкогольной продукцией, одеждой и обувью, а от развития онлайн-торговли в большей степени пострадали розничные точки продаж электроники, отмечают аналитики. Они уверены, что из-за коронавируса в 2020 году число розничных компаний сократится не менее чем на 20%.
Розничный антирекорд
За прошлый год количество фирм, занимающихся розничной торговлей в России, уменьшилось на 13% и составило 254 тыс. Так мало организаций розницы в стране за последние 14 лет не было. Даже во время финансового кризиса 2008–2009 годов и проблемной ситуации 2014–2015 годов их насчитывалось около 380 тыс. Позитивный тренд завершился в 2016-м: с тех пор число субъектов розничной торговли снижалось в среднем на 10% ежегодно, сообщили «Известиям» в Росстате.
Рекордно мало осталось в России и индивидуальных предпринимателей, ведущих розничное дело. Их число составило 1,1 млн, снизившись на 5% к прошлому году. Для сравнения: в 2010 году Росстат насчитал 1,7 млн ИП.
Однако самое большое сокращение показали розничные рынки: в 2019 году их было лишь 967 по всей стране, в то время как в 2005 году, например, их число достигало 5,8 тыс. Почти 6 тыс. рынков обеспечивало 1,2 млн торговых мест: сегодня это число закономерно уменьшилось и составило 251,5 тыс.
В Москве сокращение розничного сектора проходило на фоне закрытия Черкизовского рынка в 2009 году, затем последовали массовый демонтаж нестационарных объектов торговли и закрытие базаров. В 2016 году начался снос самостроев. После этого мэрия провела реформу нестационарной торговли: если раньше предприниматели арендовали у властей Москвы землю и могли возводить на ней ларьки, то теперь самовольное строительство сошло на нет.
Намерения столичных руководителей совпали с общегосударственной тенденцией. Так, например, в 2012 году были введены поправки к закону о продаже спиртных напитков в киосках у остановок — торговля пивом стала разрешена только в магазинах общей площадью не менее 50 кв. м. Правительство вводило эту меру для оздоровления населения.
Комплекс проблем
Антирекорд в 2019 году обеспечили сокращение реальных доходов граждан и общий рост закредитованности населения, заявили «Известиям» в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). В стране снизился потребительский спрос, граждане стали покупать только самые необходимые товары. Это привело к убыткам для отрасли. Негативно повлияли и законодательные ограничения, которые продолжали появляться по отношению к отрасли.
Снижение реальных располагаемых доходов, безусловно, повлияло на количество торговых организаций, согласился директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Дмитрий Орехов. Но наряду с этим свой вклад внесли постепенный переход розничных продаж в онлайн и вымывание небольших игроков за счет экспансии крупных торговых сетей. Против розничной торговли играют также ослабление рубля, высокие ставки кредитования для малого и среднего бизнеса, повышение НДС, полагает эксперт.
Сокращение организаций связано в том числе с постепенным снижением в ВВП страны доли малого и среднего бизнеса, который составляет основу розничной торговли, заявил аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Если в 2017 году доля МСП была более 22% ВВП, то в 2018 году она опустилась до 20,2%. Данные об итогах 2019-го появятся во второй половине этого года, отметил эксперт.
Ранее в послании Федеральному собранию Владимир Путин ставил задачу довести долю малого и среднего бизнеса в экономике России к 2025 году до 40%.
Комплекс мер властей, направленный на обеление экономики, не позволяет числу розничных организаций расти, заявил инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. Торговля исторически была центром концентрации различных элементов теневой экономики, и жесткость надзорных органов в данном сегменте проявилась в полной мере в последние годы, сообщил эксперт.
В Минэкономразвития и Минпромторге не ответили на запрос «Известий».
Кто пострадал
В 2019 году в первую очередь снизились расходы на покупку товаров длительного пользования — автомобилей, бытовой техники и электроники, отметил Дмитрий Орехов. В данный момент с учетом ограничений для борьбы с коронавирусом ситуация крайне тяжелая у всех категорий розницы. Исключение — продуктовая и лекарственная сферы. По итогам года число торговых организаций сократится не менее чем на 20%, прогнозирует эксперт.
Евгений Миронюк полагает, что в прошлом году уменьшилось число фирм по продаже одежды, обуви, пищевой, табачной, алкогольной продукции. А от развития онлайн-торговли в большей степени пострадали розничные точки продаж электроники. Число организаций продолжит сокращаться как по итогам I квартала, так и за год, отметил он.
Снижение будет в диапазоне от 20 до 35% в 2020 году, категоричен Александр Бахтин. Под ударом продолжат находиться магазины бытовой техники и электроники, рынок автомобилей, одежды и обуви, а также косметики, уверен эксперт.