Ограничения международного авиасообщения, связанные с пандемией коронавируса, привели к резкому падению пассажиропотока в столичных аэропортах. Домодедово уже потерял 13% трафика, Внуково — пока около 5%, а подмосковный Жуковский — 90%, сообщили «Известиям» их представители. К маю количество авиапассажиров в целом может снизиться на 60%. В ассоциации «Аэропорт» оценивают совокупные потери воздушных гаваней в сумму до 60 млрд рублей. Большая часть придется на московский авиаузел, где персонал уже перевели в режим неполной рабочей недели.
Деньги улетели, пассажиры остались
Финансовые потери российских аэропортов от закрытия международного авиасообщения на фоне пандемии коронавируса составят 50–60 млрд рублей до конца года, если ситуация не изменится, сообщил «Известиям» глава ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев.
Цифры подтверждают и в инвесткомпании InfraONE. Оценка реалистичная, это будут в основном прямые убытки из-за снижения трафика, сказала «Известиям» руководитель InfraONE Research Александра Галактионова.
По ее мнению, пострадает как авиационный сегмент выручки, так и доходы от коммерции (сдача в аренду помещений. — «Известия»). Особенно может обостриться ситуация в период с мая по октябрь, поскольку в эти месяцы доля пассажиров, летающих международными рейсами, традиционно увеличивается на 34–36% от общего объема авиатрафика, добавила она.
По словам Виктора Горбачева, большая часть ущерба придется на московский авиаузел (МАУ) — Домодедово, Шереметьево и Внуково, которые в совокупности обслуживают до 70% зарубежных рейсов.
— В зоне риска окажутся аэропорты Красноярска, Новосибирска, Иркутска, отчасти Екатеринбурга. В ДФО — Владивостока и Хабаровска, — отметил он.
Пандемия вируса COVID-19 заставила российские власти ввести запрет на въезд иностранцев в страну с 18 марта по 1 мая. В прошлом месяце РФ объявила о практически полном прекращении авиасообщения с Китаем, Южной Кореей и Ираном (сохраняются отдельные рейсы «Аэрофлота»). Позже полеты ограничили и в другие страны: с 13 марта — в Италию, Германию, Испанию и Францию, а с 16-го — во все государства ЕС, Норвегию и Швейцарию (рейсы сохранены только в столицы). 18 марта в стоп-лист попали США, Великобритания и ОАЭ. В свою очередь, въезд для иностранных граждан из-за распространения инфекции запретили или ограничили более 40 стран, включая ближайшие Казахстан, Узбекистан, Украину, Польшу.
Снижение количества пассажиров на международных рейсах уже ощутили аэропорты МАУ. В Домодедово пассажиропоток на международных линиях в первой половине марта снизился на 13% к аналогичному периоду 2019-го, а Внуково в период 1–18 марта недосчитался 42 тыс. человек, или 4,6% трафика, сообщили «Известиям» представители воздушных гаваней.
— Падение объемов пассажирских перевозок наблюдается практически на всех международных направлениях маршрутной сети Внуково в связи с ограничениями по COVID-19, — сообщили в пресс-службе аэропорта.
В Шереметьево статистику не предоставили, в петербургском аэропорту Пулково также не сообщили данных о пассажиропотоке. В пресс-службе «Воздушных ворот Северной столицы» (управляющая компания Пулково) только сказали, что с 18 февраля по 18 марта аэропорт обслужил более 1,5 тыс. международных рейсов на прилет, которыми прибыли свыше 163 тыс. пассажиров.
К маю снижение пассажиропотока будет еще более драматичным, сказал источник «Известий» в одном из аэропортов МАУ. По его словам, в марте падение трафика может достигнуть 30%, а в апреле — 60%.
— Нужно учитывать потери транзитных пассажиров и возможное введение ограничения на внутренних рейсах. Кроме того, вероятнее всего, люди останутся дома также на майские праздники, — сказал собеседник «Известий».
Подмосковный аэропорт Жуковский, лишившийся всех международных рейсов (включая Рим, Прагу, Минск, Алма-Ату, Нур-Султан), уже временно потерял 90% пассажиров, сообщили «Известиям» в пресс-службе аэропорта. Но там рассчитывают резко нарастить поток путешественников с введением летнего расписания в конце марта.
В холдингах «Новапорт» и «Аэропорты регионов», управляющих региональными воздушными гаванями, на запросы «Известий» на момент публикации не ответили.
В «Базэл Аэро» (аэропорты Сочи, Краснодара, Анапы) сообщили, что динамика вылетов из Сочи и Краснодара с начала года остается положительной, но из-за значительного сокращения рейсов ситуация может измениться. Так, по данным на 20 марта, в Сочи авиакомпании отменили 42% от общего количества запланированных международных рейсов на апрель, в Краснодаре — 51%. В Анапе отмен пока нет.
В режиме жесткой экономии
Из-за за падения трафика и выручки аэропорты начали прилагать усилия по снижению издержек. В Домодедово и Шереметьево уже приняты серьезные меры экономии, в том числе связанные с сокращением зарплат сотрудникам, сказал «Известиям» источник в авиаотрасли. По его словам, пока речь идет только об инженерно-техническом и обслуживающем персонале (не аэродромном): он переведен в режим четырехдневки.
В Домодедово подтвердили, что на фоне пандемии коронавируса и резкого сокращения полетной программы вынуждены были внедрить комплекс мер по оптимизации затрат. Среди них переход к неполной занятости и формирование сменных графиков.
Также поступили во Внуково: часть сотрудников переведена на дистанционную работу, другие — взяли плановые оплачиваемые отпуска, сообщил «Известиям» представитель аэропорта. Правда, свои действия там мотивируют сложной эпидемиологической обстановкой.
В Жуковском планируют снизить общие расходы на 35–40%. Уже сокращены хозяйственные и транспортные затраты, часть сотрудников переведена на удаленку или в режим простоя с сохранением 2/3 оплаты труда, сообщил «Известиям» первый замгендиректора «Рампорт Аэро» (управляющая компания Жуковского) Евгений Солодилин.
Шереметьево с 20 марта из-за снижения пассажиропотока закрыл терминалы E и C, а Пулково — северную посадочную галерею, обслуживающую часть международных рейсов.
В Шереметьево «Известиям» подтвердили, что загруженность производственных подразделений и административных служб аэропорта сократилась на фоне резкого снижения количества рейсов.- Для сбалансированной работы аэропорта руководство предприняло ряд управленческих решений: сокращены непроизводственные расходы; перераспределены ресурсы и технологические процессы, временно выведены из эксплуатации Терминалы С и Е, сотрудники переводятся на сокращенные графики работы, в том числе с возможностью временного пребывания в отпуске за свой счет, - сообщили в пресс-службе аэропорта.
Там добавили, что меры в отношении графиков работы сотрудников в том числе профилактические - в связи с защитой здоровья, желанием минимизировать количество контактов из-за коронавирусной инфекции.
Аэропортам неизбежно придется снижать постоянные издержки, не привязанные к числу рейсов, главная из которых — фонд оплаты труда сотрудников — он достигает в общей структуре расходов 40–50%, сказал «Известиям» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Эксперт добавил, что именно международные рейсы максимально выгодны для воздушных гаваней — за счет них во многом и достигается рентабельность работы. Поэтому в сложившейся кризисной ситуации аэропорты с высокой долей международных маршрутов, по его мнению, должны «гарантированно показать убытки».
В Минтрансе сообщили «Известиям», что меры поддержи российских аэропортов в настоящее время прорабатываются, но подробностей не раскрыли. В Росавиации на запрос на момент публикации не ответили.