Бригадный генерал: кому на самом деле служил Дрыманов

Бывший начальник столичного управления ГСУ СКР приговорен к 12 годам колонии и многомиллионному штрафу
Иван Петров
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

17 марта бывший глава столичного управления СКР Александр Дрыманов был осужден на 12 лет колонии за получение взятки в $200 тыс. За эти деньги он должен был избавить от уголовной ответственности криминального авторитета по прозвищу Итальянец. «Известия» вспомнили подробности резонансного дела.

Мосгорсуд приговорил бывшего руководителя столичного главка СКР Дрыманова к 12 годам колонии строгого режима с лишением его генеральского звания, запретом занимать должности в органах государственной власти на семь лет и штрафом в 196 млн рублей.

Он был признан виновным по двум эпизодам уголовного дела. Основной связан с получением группой офицеров МВД от организованного преступного сообщества взятки в $1 млн за освобождение от уголовной ответственности криминального авторитета Андрея Кочуйкова по прозвищу Итальянец, участника перестрелки на Рочдельской улице у ресторана Elements. Вместе с Дрымановым осуждены бывший начальник управления СКР по ЦАО Алексей Крамаренко (он получил 10 лет строгого режима и 195 млн рублей штрафа) и глава управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности Михаил Максименко. Последний уже осужден по другому эпизоду преступления и по совокупности приговоров получил 14 лет колонии строгого режима и 250 млн рублей штрафа.

Дополнительный эпизод, вмененный Дрыманову, касается взятки в €9850, полученной им от своего подчиненного — первого заместителя главка столичного СКР Дениса Никандрова (он уже отбыл наказание и находится на свободе) — за покровительство.

Ни один из осужденных не признал своей вины. Дрыманов говорил о том, что стал жертвой оговора со стороны Никандрова. Защита посчитала, что «выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела» и что не доказан сам факт события преступления — не установлено лицо, непосредственно передавшее средства от преступного сообщества, передает «РИА Новости».

Стрельба не к месту

Случившаяся пять лет назад в самом центре Москвы, на улице Рочдельской, перестрелка была связана с банальным вымогательством. Но возбужденное после нее уголовное дело оказалось роковым для нескольких теперь уже бывших руководителей московской полиции.

Работа сотрудников оперативных служб на месте стрельбы на Рочдельской улице
Фото: агентство городских новостей «Москва»

Автор цитаты

У собственницы ресторана Жанны Ким и нанятой ей дизайнера для разработки стилистики интерьера Фатимы Мисиковой возникли разногласия по вопросу оплаты проделанных работ. Разбираться с хозяйкой Elements приехали люди вора в законе Шакро Молодого во главе с Андреем Кочуйковым по прозвищу Итальянец. Уголовники вымогали у Ким 8 млн рублей и документы на ресторан в качестве оплаты «долга» перед Мисиковой за работу. Защищать Ким приехал адвокат Эдуард Буданцев, бывший сотрудник КГБ. Вызванные на место конфликта сотрудники полиции изначально не приняли должных мер по защите Ким и пресечению преступления. Началась перестрелка, в ходе которой Буданцев был ранен, но застрелил из личного оружия двух людей Итальянца. Преступление вызвало большой резонанс. Было возбуждено несколько уголовных дел — о хулиганстве, халатности, убийстве и незаконном обороте оружия.

Следствие в течение первых суток началось по стандартному сценарию, были задержаны и арестованы активные участники с двух сторон. Но чуть позже правоохранительные органы заняли неожиданно суровую в отношении оборонявшегося адвоката позицию. Буданцев был обвинен в убийстве двух и более лиц, хотя изъятая (и ставшая достоянием общественности) видеосъемка с камер наблюдения свидетельствовала, что стрельба велась обеими сторонами конфликта. Характер причиненных Буданцеву ранений подтверждал, что его жизни угрожала реальная опасность.

Следствие игнорировало и многочисленные доказательства факта вымогательства. Дело в отношении Кочуйкова вообще стали готовить к переквалификации на более мягкий состав, самоуправство. Вопиющая ситуация привлекла внимание ФСБ.

В разработку был взят Денис Никандров — первый заместитель руководителя московского управления СКР. Вместе с ним были задержаны начальник управления собственной безопасности СКР России Михаил Максименко и его заместитель Александр Ламонов. Параллельно сыщики ФСБ помогли коллегам из других ведомств наконец-то «разглядеть» состав вымогательства в действиях бригады Итальянца.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

За вымогательство у Ким был арестован, а в 2018 году осужден к 9 годам 10 месяцам лишения свободы Захарий Калашов по прозвищу Шакро Молодой, один из главных деятелей криминального мира на постсоветском пространстве.

Важные свидетели

Изобличить Дрыманова, Крамаренко и Максименко помогли показания их же соучастников-коррупционеров Дениса Никандрова и Александра Ламонова. Их дела за помощь следствию были выделены в отдельное производство. Ламонов в июле 2018 года был приговорен к 5 годам строго режима и 32 млн рублей штрафа, а Никандров получил на полгода больше, но избежал штрафа и добился для себя отбытия наказания на общем режиме. Кроме того, от уголовной ответственности были освобождены заместитель Максименко Денис Богородецкий, посредники Олег Шайхаметов и Евгений Суржиков — в связи с деятельным раскаянием.

Первую взятку (за смягчение обвинения Кочуйкову и его подручному), согласно показаниям свидетелей, передал бизнесмен Дмитрий Смычковский руководству ГСУ — Дрыманову и Никандрову, еще часть денег пошла шефу следствия в ЦАО Москвы Крамаренко, писал РБК. Второй «транш» принес офицерам ресторатор Олег Шайхаметов — эти деньги были поделены между Максименко, Ламоновым, Богородецким и Суржиковым.

Александр Дрыманов в должности руководителя Главного следственного управления Следственного комитета РФ по городу Москве
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Стоит отметить, что Ламонов признал вину и подробно рассказал детали преступления лишь к концу следствия, а первоначально настаивал на своей невиновности и даже жаловался на давление со стороны ФСБ. Тем не менее детальность его показаний не оставила у суда сомнений в виновности соучастников. Кроме того, его переговоры о взятке были записаны в ходе оперативно-разыскных мероприятий. По словам Ламонова, основная доля досталась Максименко — $400 тыс. Сам Ламонов якобы получил лишь $25 тыс.

Тучи над Дрымановым стали сгущаться за несколько месяцев до его задержания и ареста в июле 2018 года. И он, вероятно, догадывался об этом. В начале июня того же года, в день своего 50-летия, он подал рапорт о выходе на пенсию по выслуге лет; отставка была принята. По данным «Известий», почти сразу после этого он попытался получить статус адвоката в Вологодской области — это усложнило бы процедуру привлечения его к уголовной ответственности. Однако спецслужбы сыграли на опережение.

Справка «Известий»

Александр Дрыманов родился в 1968 году в селе Гати Тульской области. Вел резонансные дела — Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, генерала Александра Бульбова. С 2015 года — руководитель столичного главка СКР.