Объем торговли РФ и КНР активно снижается на фоне эпидемии коронавируса. Сильнее всего с начала этого года просел российский экспорт, рассказали «Известиям» в дальневосточном управлении ФТС. Так, за полтора месяца поставки снизились на 27,6%. Наиболее серьезно пострадал экспорт руды, золы, жиров, воска, мукомольной продукции, злаковых культур и древесины. При этом импорт товаров увеличился на 11,8%, но основной рост пришелся на январь, тогда как начало февраля выдалось отрицательным. Потери российских экспортеров по итогам I квартала 2020-го составят $450 млн, оценивают эксперты. Глава «Опоры России» Александр Калинин заявил «Известиям», что бизнес-объединение будет ставить перед властями вопрос о помощи отечественным компаниям.
Ход торговли
Вспышка нового типа вируса внесла коррективы в торговое сотрудничество России и Китая. Только с 1 января по 10 февраля нынешнего года объем экспорта сократился на 27,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Об этом «Известиям» сообщили в управлении ФТС по Дальнему Востоку, через пункты пропуска которого проходит основная доля экспортно-импортных потоков с КНР.
В нынешнем январе российский экспорт в натуральном выражении снизился на 20,7% — до 620 тыс. т с 782,7 тыс. т в прошлом году. А за первые десять дней февраля показатель и вовсе сократился вдвое (с 237,1 тыс. т до 118,2 тыс. т). Спад зафиксирован в поставках руды и золы, жиров и воска, мукомольной продукции и злаковых культур, а также древесины. Рост отмечается лишь в экспорте топливных материалов и продуктов неорганической химии.
При этом импорт из КНР за неполные полтора месяца в натуральном выражении вырос с 393,7 тыс. т до 442,1 тыс. т, или на 11,8%. Основное увеличение сформировано за счет показателей января, тогда как начало февраля, напротив, ознаменовано сокращением. Китайские компании нарастили вывоз электротехники, машин и оборудования, изделий из черных металлов и пластмассы, но резко сократили поставки овощей и фруктов. Начиная с февраля вовсе прекратился ввоз картофеля, орехов, следует из данных ФТС.
Еще в начале года Россельхознадзор ввел временные ограничения на поставку свежих цитрусов китайского происхождения из третьих стран и государств ЕАЭС, а также на замороженные морепродукты трех китайских предприятий, рассказали в территориальном управлении таможенной службы. В Россельхознадзоре на просьбу «Известий» рассказать о действующих запретах на ввоз товаров из КНР вследствие эпидемии ответили, что «не комментируют эту тему».
Сейчас сложно оценить результаты ограничений, принятых в отношении Китая в связи со вспышкой вируса, отметили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга. При этом там сообщили, что из-за вынужденных мер в торговле с КНР в большей степени страдают социально значимые товары, автомобильная и легкая промышленность, электроника, в поставках которых в начале года может наблюдаться незначительный спад. В министерстве не исключили влияние фактора сезонности на темпы производства, отметив, что преждевременно связывать снижение только с распространением COVID-19, так как последствия эпидемии еще предстоит подсчитать.
Потерянный квартал
Китай занимает первое место среди основных торговых партнеров РФ. За 2019-й объем товарооборота между странами достиг $109 млрд. В Минэкономразвития на запрос «Известий» о влиянии эпидемии на нашу экономику оперативно не ответили. В пресс-службе Российского экспортного центра рассказали, что актуальной информацией об операциях за январь–февраль не обладают, так как пока нет «свежей» статистики госструктур.
По подсчетам аналитиков «БКС Премьер», если вирусная угроза ослабится за счет локализации заболевания, снижения темпов распространения и летальных исходов, а также снятия карантина, то совокупный размер денежных потерь отечественных производителей в I квартале составит около $450 млн, а стоимостный объем экспорта из РФ в Китай снизится на 35% по сравнению с прошлым годом. За истекший период максимальные потери экспортеров могут составить около $330 млн, или 40%, отметили в «БКС Премьер».
Негативное влияние эпидемии на товарооборот между странами ограничится I кварталом этого года, считает аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Эксперт полагает, что общее снижение экспорта в 2020-м в сравнении с предыдущим годом сложится на уровне 10%, или около $5 млрд. По его мнению, спрос Китая на нефтепродукты с учетом долгосрочности контрактов и низкой волатильности будет отложенным. Снижение объемов поставок из КНР будет незначительным, так как их товары пользуются стабильным спросом на российском рынке, полагает он.
Вспышка COVID-19 негативно сказывается на деятельности малого и среднего бизнеса, посетовал в беседе с «Известиями» президент «Опоры России» Александр Калинин. По его словам, из-за карантина наши предприниматели не могут вести переговоры, выезжать на заводы и фабрики Поднебесной, заключать контракты. Если распространение вируса продлится и дальше, то бизнес-объединение будет ставить перед властями вопрос о помощи отечественным компаниям, чтобы они могли компенсировать убытки из-за этого форс-мажора, отметил Александр Калинин.
Весь мир в панике из-за недостатка комплектующих материалов, различных деталей, которыми их снабжал Китай, отметил доцент РАНХиГС Дмитрий Саприка. Если вирус не будет локализован и вынужденный простой китайских заводов продолжится, то остро встанет вопрос поиска альтернативных рынков, в том числе и для России, добавил он.