«Суперлиги не будет, но есть движение в сторону закрытости ЛЧ»

Бывший вице-президент «Монако» Вадим Васильев — об идее Аньелли, громких трансферах зимы и перспективах Смолова и Кокорина
Тимур Ганеев
Фото: ТАСС/Станислав Красильников

Вадим Васильев покинул пост вице-президента «Монако» год назад, но по-прежнему остается одним из самых влиятельных менеджеров в мировом футболе. В его активе престижные премии — европейская Sports Business Awards, а также Globe Soccer — лучшему футбольному руководителю года (2017). В течение трех лет под его оперативным управлением «Монако» установило два мировых рекорда трансферного окна по суммам продаж игроков. Также за это же время клуб выиграл чемпионат Франции, опередив одну из самых богатых команд мира, ПСЖ, и дошел сначала до четвертьфинала, а затем и полуфинала Лиги чемпионов. Сезон-2018/19 стал первой неудачей Васильева — и тут же последовала отставка.

Сейчас Вадим Васильев развивает собственное футбольное агентство. В интервью «Известиям» он рассказал о провальной идее Суперлиги, перспективах Александра Кокорина на европейском рынке, прогрессе Александра Головина и будущем Федора Смолова в чемпионате Испании.

— В ноябре прошлого года вы говорили, что «Монако» по силам вернуться в Лигу чемпионов по итогам сезона, но пока команда идет на седьмом месте и показывает нестабильные результаты. По-прежнему придерживаетесь такого мнения?

— Я думаю, что «Монако» вполне может претендовать на бронзу. Отрыв от занимающего третье место «Ренна» очень небольшой, а качество футболистов позволяет монегаскам обыгрывать любую команду Лиги 1. Так что я верю: клубу по силам вернуться в Лигу чемпионов.

— В конце 2019-го в «Монако» произошла очередная смена наставника — место Леонарду Жардима занял Роберт Морено. Что вы думаете о молодом испанском тренере?

— Слышал, что он очень талантливый, но на другой чаше весов — отсутствие опыта работы главным тренером в серьезном клубе (Морено долгое время был помощником Луиса Энрике и около полугода возглавлял сборную Испании. — «Известия»). Поэтому я затрудняюсь ответить на ваш вопрос.

— Вы работали над трансфером Александра Головина в «Монако». На ваш взгляд, он прогрессирует во Франции?

— Второй сезон однозначно складывается для Саши гораздо лучше, чем первый. Но в команде определенные трудности: смена тренера, изменение игровой схемы. Это всегда сказывается на игроках. Особенно созидающих. При этом скажу, что уверен — мы еще не увидели Головина на его топ-уровне. Лучшее у него впереди.

— Головин обошелся «Монако» в €30 млн. При удачном стечении обстоятельств клуб сможет заработать на его перепродаже?

— Его агент говорил о цифрах €70–80 млн. Думаю, это вполне адекватные деньги за Головина, если он продолжит прогрессировать.

— В прошлом году «Известия» общались с Фернандо Морьентесом, и он сказал, что Головину пока не стоит думать о переходе, ведь он и так играет в топ-клубе. Вы тоже считаете, что «Монако» — суперклуб?

— Нет, «Монако» не суперклуб. Это прекрасный, знаковый, имиджевый клуб, который вырастил многих замечательных футболистов. Но на сегодня он не входит в число грандов, где мечтает играть каждый выдающийся футболист.

— Можете объяснить причины?

— Речь идет о естественных факторах. В княжестве небольшое население, команде не хватает болельщиков, энергетики, плюс сам стадион довольно старый. По этим причинам тяжело удерживать игроков. Они хотят играть при полных трибунах каждую неделю.

— В Монако также есть баскетбольный клуб, который показывает неплохие результаты в последние годы. Это две разные структуры?

— Да, разные. Когда я был вице-президентом футбольного клуба, то у нас была определенная идея об объединении. Мы обсудили все плюсы и минусы, и в итоге слияние не состоялось. А баскетбольный клуб действительно очень хороший — вот у них нет проблем с посещаемостью. На каждый матч зрителей битком, правда, на арене всего 2 тыс. мест.

— В прошлом году все активно обсуждали идею президента «Ювентуса» и Ассоциации европейских клубов (ECA) Андреа Аньелли о новой схеме Лиги чемпионов, согласно которой каждый год в ЛЧ смогли бы входить только восемь новых команд. А все гранды получили бы право сохранять свои места автоматически — вне зависимости от показателей во внутренних чемпионатах. Негласно турнир уже стали именовать Суперлигой. Как вы думаете, возможно ли столь кардинальное изменение формата?

— Суперлиги в том виде, в котором обсуждалось, не будет. У этой идеи слишком мощная оппозиция. Я с трудом допускаю, что ряд федераций и лиг пойдут на такие изменения. Ведь, по сути, это разрушает внутренние чемпионаты. А болельщики в той же Англии или Германии привыкли к локальным противостояниям, которые для них порой важнее, чем выступление родной команды в еврокубках.

Но некое движение в сторону закрытости Лиги чемпионов мы, скорее всего, увидим. Возможно, уже в ближайшие годы.

— Но Аньелли обещает значительно повысить гонорары для суперклубов. Разве не всё решают деньги?

— Далеко не всё. Возможно, 10–15 суперклубов и поддержат идею ECA, но на другой стороне будут менее влиятельные команды. Их очень много, и они возьмут количеством. Так что УЕФА никогда на это не пойдет.

— Вы говорили, что отказались от работы в «Спартаке» ради собственного дела и открыли футбольное агентство. Уже есть успехи на новом поприще?

— Да, у меня уже состоялась первая значимая сделка, но она конфиденциальна, и я не могу о ней говорить.

— Вы помогаете футболистам при трансферах, включая свои связи. Есть ли планы помочь кому-то из российских игроков уехать в Европу?

— Такие планы есть, но пока без конкретики. Поговорим об этом по окончании летнего трансферного окна.

— Переход Федора Смолова в «Сельту» — это шаг вперед?

— Думаю, да. Он поиграет в топ-чемпионате. Важно именно слово «поиграет», так как «Сельта» рассчитывает на него как на футболиста основного состава. Если у Федора получится показать свой уровень, он вполне может закрепиться в Ла Лиге.

— А что думаете о перспективах Александра Кокорина?

— Всё будет зависеть от того, сможет ли он переформатироваться после такого тяжелого периода в жизни и вновь двигаться вперед.

— Вспоминают ли о Кокорине в Европе как о потенциальном игроке сильного клуба?

— К сожалению, в последнее время о нем вспоминают лишь в контексте истории с тюремным сроком. Но лично я бы не ставил на нем крест как на игроке, способном уехать в сильный чемпионат.