«Назначили виновными»: в амурской больнице, где дети заразились гепатитом, пожаловались на травлю

В интернете появилось открытое письмо медиков. Некоторые эксперты не исключают, что оно было написано под давлением
Евгения Приемская
Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков

Врачи Амурской областной детской клинической больницы (АОДКБ) пожаловались на травлю и предвзятость со стороны чиновников и СМИ. Об этом говорится в открытом письме, опубликованном в Instagram-аккаунте больницы. Практически одновременно главный врач заявил журналистам, что сотрудники подали заявления об увольнении, а само отделение закрывается (официального подтверждения этой информации пока нет). Ранее Роспотребнадзор заявил о том, что с 2000 года гепатитом С там были заражены 169 детей.

«Известия» поговорили об этом деле с представителями врачебного сообщества. Некоторые из них полагают, что письмо было написано под давлением руководства, но указывают, что медработникам часто приходится отвечать за «системные» ошибки.

«Назначили виновными»

Открытое письмо, подписанное различными сотрудниками больницы — от врачей до младшего медицинского персонала, — было опубликовано от имени ГАУЗ АО «Амурская областная детская клиническая больница» 6 февраля, хотя датирован документ более ранней датой — 4 февраля. На официальном сайте медучреждения информации о нем нет.

Составители указывают на то, что обстановка, сложившаяся в отделении на фоне расследования случаев заражения несовершеннолетних пациентов гепатитом С, затрудняет работу персонала. Кроме того, настаивают составители письма, из-за сильного общественного резонанса представители следственных и контролирующих органов изначально отнеслись к своим задачам предвзято.

Ворота терапевтического отделения Амурской областной детской клинической больницы
Фото: РИА Новости/Эдуард Глок

В частности, там говорится, что детская больница «уже не первый месяц живет в условиях непрекращающихся проверок» со стороны регионального управления Роспотребнадзора, при этом иногда такие проверки «надолго блокируют работу учреждения». Их результаты, как следует из заявления, в больнице также не считают объективными.

«Нас с самого начала назначили виновными, а любая новая информация по существу рассматривается с позиции: полезна обвинению — огласить, противоречит — замолчать. При этом контролирующие органы не стесняются подтасовывать факты, приписывая нам несуществующие нарушения», — подчеркивается в документе.

При этом авторы обращают внимание, что выдвинутые против медучреждения обвинения изначально основывались «на фактах неоконченного эпидемиологического расследования», которые стали достоянием общественности. Практически одновременно с публикацией письма главный врач Амурской областной детской клинической больницы Руслан Белоус заявил, что все сотрудники отделения подали заявления об увольнении, а отделению грозит закрытие.

169 заболевших

Амурская областная детская клиническая больница оказалась в центре внимания в 2018 году, когда ее обвинили в том, что несколько несовершеннолетних пациентов во время лечения в больнице заразились гепатитом С. Об этом заявил один из депутатов местного заксобрания, к которому обратились родители детей.

Сначала речь шла о 26 пациентах. В отношении медучреждения возбудили дело о нарушении санитарно-эпидемиологических правил. В ходе расследования число заразившихся детей увеличилось — осенью 2019 года в Роспотребнадзоре рассказали уже о 169 случаях с 2000-го. Об этом в ноябре 2019-го рассказали в региональном Роспотребнадзоре. В ведомстве пояснили, что тогда в больницу попал ребенок, уже зараженный гепатитом С.

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Больницу обвинили в нарушении санитарных норм и повторном использовании одноразовых материалов. А также в том, что в медучреждении вовремя не сообщали о выявленных случаях заболевания. История получила широкий резонанс.

В ноябре прошлого года представители больницы оспорили часть обвинений, в том числе указав, что эпидемиологическое расследование Роспотребнадзора было проведено с нарушениями, а двое детей при поступлении в больницу уже были заражены вирусом гепатита С. Там также настаивали на том, что уведомляли о выявленных случаях заболевания. Подробно об этом деле писал «Ъ».

Несколько десятков семей подали иски в суд с требованием компенсации. По данным Би-би-си, 13 из них уже выиграли дела: каждой семье, по данным издания, было присуждено от 400 тыс. до 500 тыс. рублей, а также потребительские штрафы (от 50% от этой суммы).

В ответе за систему

Для пациентов и общественности врачи являются лицом всей системы здравоохранения, поэтому нередко именно они становятся объектом недовольства, даже если проблемы, о которых идет речь, не находятся в их ведении, рассказал «Известиям» президент «Лиги защиты врачей» Семен Гальперин.

— Ситуации, когда не исполняются какие-то санитарные нормы, возникают проблемы с безопасностью, в том числе инфекционной, — это проблема системная. Да, теоретически может быть так, что это недосмотр или нарушение со стороны конкретного сотрудника. Но обычно это все-таки проблема системная. Ведь не врач отвечает за санитарно-эпидемический режим, а есть правила работы у медучреждения, есть перечень необходимого оборудования и технических средств. Их может не хватать, они могут быть неправильно распределены, и это оргвопросы, за которые отвечают другие сотрудники, — отметил эксперт.

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

В том, что в данном случае должны были выдвигаться претензии в адрес врачей, усомнились также в «Лиге пациентов», однако подробнее прокомментировать ситуацию там не смогли, пояснив, что для этого необходимо разбираться в сути дела.

Медицинские работники достаточно часто становятся жертвами давления со стороны общественности и правоохранительных органов, поэтому в целом факты, изложенные в письме, выглядят правдоподобно, отмечает пресс-секретарь «Альянса врачей» Иван Коновалов.

— Если посмотреть на имеющуюся информацию о проверках в АОДКБ, там упоминается, что в больнице пользовались неоднократно одноразовыми средствами. Очевидно, это не вина медика, потому что если у медика есть достаточное количество шприцов, он не будет использовать два раза один и тот же, — подчеркнул он в беседе с «Известиями», добавив, что ответственность в таких случаях лежит на руководстве, допустившем эту ситуацию.

В то же время не исключено, что в данном случае письмо было написано сотрудниками не добровольно, а по инициативе главного врача больницы, который таким образом пытался обезопасить себя, полагают в общественной организации «Альянс врачей». Там подчеркивают, что никаких подтверждений, как и связи с сотрудниками медучреждения, у них нет, но на это указывают некоторые признаки в письме.

— По моему опыту, медицинские сотрудники очень плохо умеют координироваться, чтобы совершать какие-то действия, а если листать это письмо, то видно, что там дальше идут подписи и там все отделения, заведующие отделениями, врачи, медсестры, кастелянши, которые обычно друг с другом не могут и не умеют. Поэтому у меня есть ощущение, что это всё делалось сверху, чтобы, например, защититься, если против главного врача готовится какое-то дело, — отметили в пресс-службе.

Связаться с сотрудниками больницы представителям СМИ не удалось. Главный врач Руслан Белоус был единственным представителем медучреждения, кто на момент подготовки материала прокомментировал ситуацию (именно он в разговоре с «Ъ» заявил о решении сотрудников уволиться).

Фото: ТАСС/Елена Афонина

Ранее о возможных претензиях к Руслану Белоусу заявил губернатор Амурской области Василий Орлов. Комментируя сообщения о закрытии гематологического отделения больницы, Василий Орлов рассказал журналистам «Коммерсанта», что у него уже «сформировалось отношение к главврачу АОДКБ не только по этой теме, но и по ряду других».

«Известия» также написали запросы в Амурскую областную детскую клиническую больницу, попросив прокомментировать информацию и указать, что будет с пациентами гематологического отделения в случае его закрытия, а также в региональный Минздрав и Роспотребнадзор, однако ни от больницы, ни от официальных ведомств к моменту публикации материала комментарии получить не удалось.

Противоположный эффект

Претензии к врачам, связанные с общим и не зависящим от них качеством услуг, в результате могут иметь ровно противоположный эффект, предупреждает Семен Гальперин.

— Если человек вынужден стоять в очереди или не может попасть на прием, скорее всего, он выскажет претензии врачу. Хотя, скорее всего, дело не в нежелании врача принимать пациентов, а в том, что в медучреждении просто не закрыта одна из ставок, — рассуждает он.

Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Чтобы установить виновных (включая руководителей учреждения и чиновников всех уровней), нужно разбираться в ситуации. У пациента, как правило, такой возможности просто нет. Поэтому людям проще высказывать всё врачам. В итоге врач может просто уволиться, что будет иметь серьезные последствия на фоне общего дефицита кадров, особенно в удаленных регионах.

— Преследованием отдельных медработников ситуацию мы не улучшим, поэтому требования нужно выдвигать к организаторам здравоохранения. Проверять, насколько учреждение снабжено оборудованием, как дела с поставками, насколько это качественный материал. Всё это связано с финансовыми расходами и финансовым обеспечением, — заключает эксперт.