China нагрянет: ресторанам и отелям придется пускать граждан Китая

За отказ обслуживать гостей из КНР грозит крупный штраф либо уголовное наказание
Эльнар Байназаров
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Отели и рестораны не имеют права отказывать в обслуживании китайцам, за это предусмотрено наказание вплоть до уголовного. Об этом «Известиям» заявили в российском Союзе потребителей. Там подчеркнули: предложения услуг ресторанов и отелей публичные, а значит, они обязаны работать с любым клиентом независимо от гражданства. Единственный повод не принимать посетителей — отсутствие мест в заведении. В Роспотребнадзоре подтвердили, что условия обслуживания, отличные от законов РФ и ущемляющие права потребителей, недействительны. В Федерации рестораторов и отельеров с этим не согласны — там считают, что каждое заведение имеет право применять меры предосторожности и в этом нет ничего предосудительного.

Негостеприимным штрафы

3 февраля в Instagram аккаунте махачкалинского ресторана «Гамбит» появилось объявление: «Китайцам вход запрещен». Под надписью был нарисован доктор в чумной маске, тут же уточнялось, что «дагестанский хинкал с чесночным соусом — лучшее средство против коронавируса». Виртуальными ограничениями заведение не ограничилось — масштабный баннер с запретом появился и перед входом в ресторан.

Похожая история развернулась в Одессе: пятизвездочная гостиница «Калифорния» установила у стоек регистрации таблички, информирующие: «Китайцам проживание в отеле запрещено». Объявления написаны на русском и английском языках.

Владелец одного из баров в Риме близ знаменитого фонтана Треви поступил аналогично и перед входом в заведение на китайском и английском написал: «В связи с международными мерами безопасности все приезжающие из Китая лица не имеют доступа в это место».

Табличка в пятизвездочном отеле «Калифорния» в Одессе
Фото: соцсети

На Урале, как сообщают местные СМИ, таксисты отказываются сажать в автомобиль китайцев, многие не хотят ехать в аэропорт — опять же из-за страха подхватить вирус.

Подобный бум синофобии — страха по отношению к китайцам — наблюдается по всему миру, но особенный размах явление приобрело в Южной Корее, Японии, Вьетнаме, Индонезии — странах, наиболее подверженных угрозе.

Однако, как заявили «Известиям» в Союзе потребителей РФ, предложения услуг ресторанов и отелей — публичные, а значит, они обязаны обслуживать любого, кто к ним обратится. Данное право распространяется в равной степени на всех клиентов независимо от гражданства. За неправомерный отказ работать с китайцами российским законодательством предусмотрены штрафы, подчеркнули в ведомстве.

— Единственное основание для отказа — объективная невозможность предоставить услуги в виду, например, полной занятости ресторана, отеля. Сотрудники ресторана, не являясь квалифицированным медицинским персоналом, не могут определить ни характер заболевания, ни степень его угрозы окружающим, — рассказал «Известиям» сопредседатель Союза потребителей РФ Алексей Койтов. — В целом меры ограничительного характера может принимать федеральная власть в случаях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, но даже тогда ограничение всё равно не могут выборочно применять бизнесмены.

В Союзе потребителей напомнили, что штраф за неправомерный отказ в обслуживании по действующему КоАП для юридических лиц составляет от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. В новом КоАПе, который планируется принять в 2021 году, наказание по этой статье может быть еще более жестким, заверили там.

Запрет на посещение кафе или отеля китайцами может обернуться и уголовным наказанием — ст. 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» предусматривает штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей либо лишение свободы до двух лет.

Китайский турист во время экскурсии на территории морского вокзала у атомного ледокола «Ленин» в Мурманске
Фото: ТАСС/Лев Федосеев

Однако на практике по данной статье привлечь кафе или отель за отказ обслуживать китайцев будет сложно — это довольно долгая процедура. Если гражданин КНР столкнется с подобным отношением к себе, то он может пожаловаться в Союз потребителей или сразу в Роспотребнадзор.

Там на запрос «Известий» призвали руководствоваться действующим законодательством РФ и привели выдержки из федеральных законов о защите прав потребителей и правовом положении иностранных граждан в России.

«Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными», — говорится в статье 16 закона о защите прав потребителей.

«Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом», — статья 4 закона о правовом положении иностранных граждан в России.

Заботятся о здоровье

Однако в Федерации рестораторов и отельеров не видят ничего плохого в том, что некоторые заведения отказываются принимать гостей из КНР — таковы их меры предосторожности.

— Я знаю, что некоторые отели не подтверждали бронирование китайским гостям еще две недели назад. Наверное, у каждого есть право по-своему заботиться о здоровье. Вряд ли это можно назвать расовой дискриминацией, скорее определенная осторожность в отношении известного эпидемиологического случая, — заявил «Известиям» вице-президент федерации Вадим Прасов.

Историю с махачкалинским заведением эксперт считает скорее пиар-ходом — Махачкалу, по его словам, в течение года посещает не такое большое число китайских туристов — от силы 50 человек. Поэтому большого возмущения у граждан КНР за то, что их не пустят в дагестанский ресторан, не возникло. При этом отказы не станут массовыми, уверен Вадим Прасов.

Туристы из Китая на набережной канала Грибоедова в Санкт-Петербурге
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

— Россия закрыла границу с Китаем, остановила железнодорожное сообщение, практически прекратила авиасообщение и свернула перемещение безвизовых туристов. Это меры предосторожности со стороны государства, скажете вы. Но отели и рестораны используют такие же меры, просто локального уровня, — отметил эксперт.

«Известия» направили запросы в крупнейшие сервисы по бронированию отелей и арендного жилья с вопросом, поступали ли им жалобы от граждан КНР из-за отказов в заселении или бронировании по расовому признаку.

В Boooking.com «Известиям» заявили, что «предлагают возможность бесплатной отмены или изменения любых бронирований объектов размещения в Китае с заездом до 8 февраля 2020 года, а также оказывают аналогичную поддержку всем клиентам из КНР, которые отправляются за границу». В Airbnb расследуютвсе сообщения о дискриминации и при необходимости принимают соответствующие меры, вплоть до удаления пользователей с платформы, заявили «Известиям» ее представители.