Дефицит понимания: школьникам помогут психологически

Преподаватели будут уделять больше внимания отстающим ученикам
Павел Панов
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Министерство просвещения до конца года планирует представить концепцию индивидуального подхода к образованию школьников с низкой успеваемостью и проблемами в семье. Это должна быть комплексная система помощи учащимся, включая психологическую поддержку, сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства. В течение года планируется разработать критерии градации проблемных учеников и составить список необходимых механизмов для их поддержки. В экспертном сообществе считают, что основная трудность кроется в отсутствии у преподавателей необходимых компетенций.

Всё ниже и ниже

Судя по итогам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которую проводят раз в три года, российские школьники показали спад читательской, математической и естественно-научной грамотности. По данным Минпросвещения, ученики с низкими показателями с большой вероятностью не смогут полноценно встроиться в экономику, что в будущем приведет к потерям в размере около 10–12% ВВП. Если удастся справиться с проблемой и сократить отставание школьников вдвое, это даст прибавку валового внутреннего продукта минимум на 5% в долгосрочной перспективе.

Результаты PISA показали, что средний балл по читательской грамотности составил в 2018 году 479 (495 в 2015-м), по естественно-научной — 478 (487 в 2015-м), по математической — 488 (494 в 2015-м). В чтении Россия опустилась с 26-го места на 31-е, в области математики — с 23-го на 30-е, в естественно-научной — с 32-й строчки на 33-ю.

На основании последнего майского указа президента РФ и национального проекта «Образование» была поставлена задача по закреплению России в десятке ведущих стран мира по качеству общего образования. Сегодня в рейтинге качества школьного образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Россия занимает 18-е место из 79.

Как отметили в Минпросвещения, страны-лидеры современного образования целенаправленно развивают системы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, уделяя особое внимание школьникам, воспитывающимся в неблагоприятных социальных условиях.

— Это должна быть комплексная система помощи учащимся, включая психологическую поддержку. В нынешнем году планируется апробация единой целевой модели. Опираясь на ее итоги, в дальнейшем систему внедрят на всей территории страны. Среди пилотных регионов — Красноярский край, Республика Хакасия, Ярославская, Калужская, Московская и Нижегородская области. Сейчас программа находится в стадии разработки, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Сегодня в российском образовании реализуются лишь отдельные практики и коррекции в обучении проблемных школьников. При этом отсутствует единая комплексная система с фокусом на каждого учащегося. В Минпросвещения считают, что исправление сложившейся ситуации — приоритетная задача государственной образовательной политики.

Научить педагога

В российских школах 12,5% абсолютно здоровых детей, а остальные имеют различные психологические и психоневрологические отклонения. Такие данные привел заслуженный учитель РФ, директор Центра образования №109 Евгений Ямбург. Но, по его словам, речь в первую очередь должна идти не об особенностях детей, а о квалификации преподавателей, приобретении ими новых знаний и компетенций.

— Я этим занимаюсь последнюю четверть века. Дело не в концепциях и успеваемости. Мы имеем дело с очень ослабленным поколением. Центральной задачей является подготовка педагогических кадров, которые умеют работать с такими ребятами. Это проблема номер один, — сказал «Известиям» Евгений Ямбург.

В качестве примера заслуженный учитель привел детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), который может ограничить достижения в школе и повлиять на социальное поведение, психологию и развитие ребенка. В этом случае просто говорить ученикам быть внимательными сравнимо с просьбой к слепому присмотреться. Необходимо развивать в педагогах и психологические навыки.

По мнению руководителя Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, сегодня опора только на успешных учеников не приносит желаемых результатов. Это показывают результаты последнего исследования PISA. Эксперт связывает итоги последнего исследования с потерей мотивации, заинтересованности и отсутствием поддержки у большинства обучающихся.

— Есть хороший опыт в регионах, которые уже не один год работают по таким программам. Если мы взяли на себя обязательства войти в первую десятку стран ОЭСР, то надо это делать, — рассказала «Известиям» Ирина Абанкина. — Обучение не должно быть натаскиванием на предмет. Необходимо выстраивать образовательные программы и повышать заинтересованность учащихся.

По её мнению, очень важным аспектом является профессиональная работа преподавателей, психологов и тьютеров, которые способны обеспечить грамотное сопровождение учеников.