Продажи завяли: на дешевые машины денег нет, дорогие нарасхват

Авторынок в 2020 году ожидает стагнация либо падение
Тимур Хасанов
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

По итогу 2019 года автомобильный рынок России снизился на 2,3% до 1,76 млн автомобилей, свидетельствуют данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ). После роста в 2018 году возобновившееся падение рынка связано с сокращением поддержки автопрома государством, снижением покупательной способности россиян и продолжающимся ростом цен на автомобили. Спрос в массовом сегменте замер либо упал, а в премиальном — бум продаж. Опрошенные «Известиями» эксперты и автопроизводители ожидают, что в 2020 году рынок останется на прежних показателях либо покажет небольшое снижение. Позитива не ждет никто. Подробнее о том, как автокомпании чувствуют себя на стагнирующем авторынке, в материале «Известий».

Сели, встали

О том, что рынок упадет, эксперты стали говорить еще в начале 2019 года, после того как продажи начали медленно, но неуклонно снижаться месяц к месяцу. По итогу прошедшего года стагнацию либо небольшое снижение показали многие крупные игроки рынка. Лидер российского автопрома «АвтоВАЗ» закончил год на умеренном позитиве, прибавив лишь 1% (362,4 тыс. шт.) к результату позапрошлого года. Неплохо пока что идут дела у вазовских коллег по альянсу — Renault (145 тыс. шт.; 6%). Корейский тандем Hyundai (178 тыс. шт.; 0%) и Kia (226 тыс. шт.; -1%) фактически остались при своих. В плюсе Skoda (88,6 тыс. шт.; 9%) и легкие коммерческие автомобили ГАЗа (63,9 тыс. шт.; 5%). Стабилизировался после затяжного пике бренд Datsun (22,4 тыс. шт.; 9%), неожиданно мощно выстрелил полностью импортируемый Suzuki (7,7 тыс. шт.; 29%).

Автомобили у здания завода Nissan в Санкт-Петербурге
Фото: ТАСС/Петр Ковалев

Но далее в массовом сегменте снова сплин и тоска, начавшиеся в 2014 году. К числу падающих неожиданно присоединилась вечно популярная Toyota (103,6 тыс. шт.; -5%), у которой после смены поколений некоторых бестселлеров подросли цены. Несмотря на высокую российскую локализацию, не добавил оптимизма и концерн Volkswagen (104,4 тыс. шт.; -2%), ощутимо сокративший в кризис модельный ряд. Компания Nissan также производит автомобили в России, но для них ушедший год выдался особенно драматичным (65 тыс. шт.; -20%). Всё меньше внимание покупателей привлекает УАЗ (38,8 тыс. шт.; -6%), застывший на пороге явления фантам марки «Русского Прадо» — многообещающей новинки из Ульяновска. Не лучше дела идут и у неглубоко локализованных Mazda (30,6 тыс. шт.; -3%) и Mitsubishi (40 тыс. шт.; -12%), а также полностью импортных моделей Subaru (7,7 тыс. шт.; -4%).

Кому война, а кому мать родна

И если массовый сектор авторынка падает из-за общего снижения покупательной способности россиян, то на дорогие машины у состоятельных сограждан деньги есть. Продажи Mercedes-Benz выросли на 11% (до 42 тыс. шт.), реализация машин BMW скакнула на 17% (41,5 тыс. шт.), Audi показала прирост на 1% (16 тыс. шт.). Удачным выдался года у Volvo (8,8 тыс. шт.; 14%), Jeep (1,8 тыс. шт.; 4%) и корейского бренда Genesis (2,3 тыс. шт.; 24%). Из крупных игроков снижение показали Lexus (22,4 тыс. шт.; -8%) и Land Rover (8,7 тыс. шт.; -12%), к которым присоединились «миноритарии» премиум-сегмента Jaguar (1,7 тыс. шт.; -31%) и Cadillac (975 шт.; -17%).

Автомобили Haval на площадке готовой продукции в Тульской области
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Настоящий прорыв показали китайские производители. На падающем рынке компания Haval, едва-едва запустившая завод под Тулой, продала 12,3 тыс. машин, рост составил внушительные 282% к предыдущему году. Не менее впечатляющие результаты и у Geely (9,6 тыс. шт.; 186%), атаковавшей российский сегмент компактных кроссоверов со своего белорусского завода. Тройку китайских лидеров замыкает Chery (6,4 тыс. шт.; 13%), выставившая в прошлом году крепких игроков в «паркетном» сегменте.

Полет нормальный, падаем

Инвестировавшие миллионы евро и долларов в российские производственные мощности иностранные компании даже не надеются увидеть положительный тренд на авторынке в этом году.

— В наступившем году мы ожидаем похожей по сложности ситуации на рынке. Прогноз на 2020 год — 1,72 млн единиц, что представляет собой дальнейшее понижение на 2,1% относительно уровня, достигнутого в 2019 году, — резюмировал итоги года председатель комитета автопроизводителей АЕБ и глава российского офиса Mazda Йорг Шрайбер.

С коллегой из Mazda соглашается глава представительства «Шкода Ауто Россия» Ян Прохазка.

— Мы не видим серьезных причин для роста рынка в 2020 году, как, впрочем, и поводов для серьезного падения. Тот показатель, которого достиг рынок в 2019 году, мы считаем достаточно реалистичным. Положительная новость в том, что, наконец, мы достигли постоянства в планировании и работе со стабилизировавшимся курсом рубля. Я очень рад, что это не основная тема разговора сейчас. Эта проблема была очень серьезной, и ее глубину по-настоящему еще никто не успел оценить, — ободрил Ян Прохазка.

Покупатель осматривает автомобиль KIA Stinger в автосалоне KIA
Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков

В компании Kia также не ждут позитива от авторынка, а в числе одной из наиболее важных задач для себя видят удержание достигнутой доли продаж и плавное движение от бюджетных бестселлеров к более дорогим и маржинальным моделям.

— Что касается общей истории, то для нас основное — это удержание той доли рынка, которой мы достигли в 2019 году: 13% рынка, а в идеале — 13% плюс. Последние несколько лет у нас идет явное смещение спроса в сторону более дорогих моделей, мы их называем драйверами. Основными на сегодняшний день являются Sportage и Optima. И если посмотреть на общую композицию (спроса. — «Известия»), то у нас в прошлом году 41% от общего объема продаж пришлось на Rio, а 59% — на драйверы. Это тренд мы хотели бы продолжить, — рассказал управляющий директор «Киа Моторс Рус» Александр Мигаль.

Автомобили Suzuki Jimny в дилерском центре «СИМ Suzuki»
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

Компания Suzuki, показав неплохой результат в прошлом году, была куда более пессимистична в ожидании его итогов.

— Цифра снижения рынка на 2,3%, которую господин Шрайбер озвучил сегодня, намного меньше того, что мы ожидали. Мы предполагали падение рынка на 10%. Мы в Suzuki пока еще не определили для себя стратегию для российского рынка на ближайший год, поскольку наш новый фискальный год начинается с апреля, подсчитывается прибыль. В первом квартале мы должны увидеть реакцию покупателей и определиться со стратегией, — рассказал генеральный директор представительства Suzuki в России Юта Такахаси.

Цены будут расти

Автопроизводители не скрывают, что цены новых автомобилей в этом году продолжат рост. По словам управляющего директора «Фольксваген Груп Рус» Ларса Химмера, повышение цен произойдет, но предсказать, когда именно, нельзя.

— Мы постоянно смотрим, какие цены на рынке, анализируем продажи и минимум раз в месяц принимаем решение об изменении или сохранении действующих цен. Следим за конкурентами и только тогда решаем, — рассказал управляющий директор «Фольксваген Груп Рус» Ларс Химмер.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Снижение спроса выдерживают не все компании. В прошлом году американский Ford закрыл два завода в России и фактически свернул российский бизнес, оставив лишь линейку коммерческих автомобилей под управлением российского партнера Sollers. Вслед за Ford в этом году могут пойти другие автопроизводители, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

— Несмотря на поддержку различных программ и различные промышленные субсидии, автопроизводителям всё равно не удается поддерживать нейтральный прирост продаж. Будет дальнейшее падение. Учитывая сложности с предоставлением господдержки в рамках специнвестконтрактов (СПИК), я не исключаю ухода некоторых автокомпаний с российского рынка в следующем году. Сейчас слабые позиции у концерна PSA Peugeot Citroen, плохо себя чувствует концерн Jaguar Land Rover, достаточно сложная ситуация у Nissan, — считает Бургазлиев.