Оппозиция Венесуэлы попытается реанимировать «улицу», чтобы вновь вернуться к борьбе за власть. И День учителя, отмечаемый в Боливарианской Республике 15 января, стал лишь тому подтверждением. После того как лидера оппозиции Хуана Гуайдо сместили с поста руководителя Национальной ассамблеи, его соратники не прекращают говорить о сражении за страну. Противник президента Венесуэлы Николаса Мадуро предложил перенести запланированную сессию парламента, чтобы объединиться с учителями. До этого он призвал венесуэльцев открыть двери ассамблеи вместе. Опрошенные «Известиями» эксперты не исключают вероятность новой волны беспорядков в Каракасе. Однако пока по сравнению с прошлым годом сторонники Гуайдо выглядят не так выигрышно.
Ассамблея улиц
5 января в Венесуэле проходили выборы главы законодательной власти, так как срок полномочий Хуана Гуайдо истек. Здание парламента было заблокировано для лидера оппозиции и его сторонников. По итогам голосования без их присутствия победу одержал поддерживающий государственную линию депутат Луис Парра. Оппозиция не признала легитимность выборов и прорвалась на заседание Национальной ассамблеи с заявлением: «Не военные, а народ Венесуэлы решает, кто депутат». Позже Хуан Гуайдо и сторонники собрались отдельно и «переизбрали» его на должность спикера. Так в стране вновь образовалось двоевластие.
— Ситуация в Венесуэле в целом не успокоилась, общество расколото, — заявил «Известиям» программный директор клуба «Валдай», доктор политических наук Олег Барабанов. — Сейчас Гуайдо оказался в таком положении, когда он либо обостряет ситуацию, либо сходит с арены, такой контекст сподвигнет его на более активные действия.
На пресс-конференции после «выборов» Хуан Гуайдо призвал венесуэльцев выйти 11 января на «Ассамблею улиц» в Монтальбане (западная часть Каракаса). По данным аргентинского новостного агентства Infobae, противник Николаса Мадуро собрал около 500 манифестантов.
— Недовольных властями сейчас достаточно много, к тому же новая волна протестов в Венесуэле на фоне иранских может дать выгодный для Гуайдо международный медийный фон в Америке и Европе, — заметил Олег Барабанов.
С ними Лима
Тем не менее нельзя отрицать тот факт, что характер международной поддержки Хуана Гуайдо несколько изменился. В выходные в Венесуэлу прибыла делегация Норвегии. Та самая, что в прошлом году пыталась помочь разрешить внутриполитический кризис в стране, организовывая непрямые переговоры между властями и оппозицией в рамках процесса Осло–Барбадос.
«Норвегия решительно не одобряет события 5 января в Венесуэле, когда национальное собрание должно было избрать свое руководство. Власти должны обеспечить, чтобы легитимное и демократически избранное национальное собрание могло выполнять свой конституционный мандат», — написали в официальном Twitter МИД Норвегии, ссылаясь на бывшую главу внешнеполитического ведомства Ине Мари Эриксен Сёрейде.
При этом сам Хуан Гуайдо отказался продолжать сотрудничать с Норвегией, объяснив это тем, что процесс Осло–Барбадос закрыт. Оппозиционный политик обвинил президента страны Николаса Мадуро в том, что тот помешал урегулированию кризиса.
— Путем военного нападения на Ассамблею, единственное учреждение, обладающее национальной и международной легитимностью, он заблокировал все политические решения, которые требует республика, — заявил Гуайдо.
Официальные представители правительства, наоборот, показали включенность в процесс урегулирования. Председатель Конституционной ассамблеи Венесуэлы Дьосдадо Кабельо заявил во время пресс-конференции 13 января, что власть готова выстроить канал общения с оппозицией. Правительство Норвегии настаивает на запуске нового переговорного процесса. Президент Николас Мадуро продемонстрировал готовность вести этот диалог, пояснил он.
— Международная поддержка Гуайдо несколько ослабла, потому что Группа Лима (наднациональная организация, созданная для разрешения политического кризиса в Венесуэле) потеряла двух важных участников в лице Аргентины и Мексики. ЕС сегодня не особо активно поддерживает его, и даже у США есть много сомнений, — заявил «Известиям» испанский международный аналитик Хосе Антонио Эдиго.
Почти год назад, когда Гуайдо объявил себя исполняющим обязанности президента, поддержку ему выразили страны Группы Лима, за исключением Мексики, а также большинство членов ЕС и США. Последние, кстати, 13 января ввели санкции против нового главы парламента Луиса Парры и ряда других венесуэльских законодателей.
Ставить диагноз рано
— Последний раунд этих коллизий привел к уменьшению политического капитала Гуайдо и доверия к нему, — заявил «Известиям» научный руководитель Института Латинской Америки РАН Владимир Давыдов.
Эксперт добавил, что разговоры лидера оппозиции о нарушении демократии в стране выглядели не очень убедительно, когда одновременно с этим он мог спокойно выступать перед массовой аудиторией в столице, призывая к сопротивлению. Тем не менее политолог подчеркнул, ставить Венесуэле окончательный диагноз рано. Несмотря на то что в стране не увидели убедительного авторитета на стороне Хуана Гуайдо, ощущение раскола присутствует и нужно внимательно следить за событиями, добавил Владимир Давыдов.
И пусть лидеру оппозиции в Венесуэле не удалось ничего сделать на пике протестов в прошлом году, вероятность новых манифестаций не отрицает и Олег Барабанов.
Хуан Гуайдо уже опубликовал в Twitter пост: «Мы будем поддерживать наших людей с верой в то, что преодолеем эту трагедию и можем исцелиться как общество. Это наша повестка, поэтому в среду мы выйдем вместе с нашими учителями». В то время, как на официальном сайте федерации учителей Венесуэлы стоит оповещение о том, что национальные организации не имеют никакого отношения к призывам на 15 января, а министерство образования в этот день вовсе не работает.