«Для клиента очень важно живое общение с нашими сотрудниками»

Старший вице-президент Сбербанка Сергей Мальцев — о нестандартных услугах в офисах банка, умных банкоматах и банковских агентах
Галина Волынец
Фото: pravdapfo.ru

Выпить чашку кофе, отправить посылку, подключится к мобильному оператору и даже проконсультироваться с врачом — все это можно будет сделать в офисе Сбербанка. Уже сейчас в отделениях банка выстраивается новая экосистема, ориентированная на комфорт клиента. Несмотря на то, что многие банки закрывают физические точки обслуживания и уходят в цифру, Сбербанк решил поступить иначе. Филиальную сеть не просто сохраняют,сохраняет отделения и наполняют их новым содержанием. О новых форматах офисов, о том, какие нестандартные услуги пришли в офисы Сбербанка, об умных банкоматах и банковских агентах, «Известия» поговорили со старшим вице-президентом банка, руководителем блока Сеть продаж Сергеем Мальцевым.

— Чем можно заняться в отделении банка, помимо привычных финансовых операций? Получается, теперь возможно, придя в офис, чтобы оформить кредит, там же отправить посылку маме?

— Не только отправить, но и получить. И не только посылку. В следующем году можно будет получить заказ из интернет-магазина или нашего маркетплейса «Беру». С помощью нашего сервиса Delivery Club заказать доставку еды, прямо в банке подключится к нашему кинотеатру Okko, а также получить оперативную консультацию врача от DocDoc.

— Но все эти сервисы далеки от банковских услуг. Для чего они в обычном банковском офисе?

— В последние годы банк совершил прорыв в цифровизации традиционных банковских услуг. Открыть вклад, взять кредит, заказать банковскую карту, сделать перевод или оплатить услуги ЖКХ — всё это можно сделать где угодно, имея мобильный телефон. Но наши исследования показывают, что для клиента очень важно живое общение с нашими сотрудниками. Клиенты по-прежнему предпочитают обсуждать серьезные финансовые вопросы лично с глазу на глаз в офисе. Сегодня скорость технологических изменений нарастает, и наша задача — научить клиентов ориентироваться в цифровом мире, поэтому наши офисы становятся точкой, где клиент может решить и другие интересующие его вопросы. Мы помогаем нашим клиентам освоить такие новые сервисы, как «Беру», Okko, DocDoc, «Сбербанк Телеком», Delivery Club, «Ситимобил» и др. Людям зачастую необходимы живая консультация и помощь в обучении пользованием сервисом. Понимая это, мы стремимся, чтобы каждый сотрудник офиса знал о продуктах и сервисах не из инструкции, а из личного опыта. Пользовался услугами банка, продуктами и сервисами нашей экосистемы. Их основная задача — прежде всего обучать финансовой грамотности, чтобы клиент осознанно делал выбор в пользу того или иного продукта, а также безопасно пользовался удаленными каналами обслуживания. Мы хотим, чтобы клиент приходил в банк за экспертизой по важным для него темам: как управлять своими финансами, как защитить себя от действия злоумышленников, как подготовиться к выходу на пенсию.

— Не пострадает от нововведений традиционное банковское обслуживание в офисах?

— Конечно, нет. Наоборот, появление новых услуг в наших офисах потребовало от нас пересмотреть и сам формат традиционного офиса и роли наших сотрудников. Мы активно экспериментируем с новыми форматами обслуживания и находимся в активном поиске наиболее комфортных форм взаимодействия с клиентом. В том числе в части создания открытой безбарьерной среды, изменения восприятия клиентами отделения банка как места, где проводятся только финансовые операции, а также превращения нашего офиса в центр общения и получения нового опыта.

— Для чего понадобилось открывать McDonalds в отделении Сбербанка?

— Мы начали совместный проект с McDonalds и открыли первый офис, в котором все желающие могут как получить банковские услуги, так и выпить чашку хорошего кофе. Пилот с McDonalds не единственный в этом направлении. Мы активно изучаем этот рынок и видим в нем большой потенциал дополнительного привлечения клиентов. В следующем году этот сервис массово появится в сети. Наши сотрудники еще больше ориентированы на помощь клиентам в освоении новых банковских и небанковских сервисов, консультирование по сложным финансовым продуктам и выстраивание с нашими клиентами долгосрочных отношений. Поменяется и формат обслуживания: если раньше это чаще всего было стационарное рабочее место, то сейчас за чашкой кофе или чая можно на планшете оформить любую услугу в любой точке офиса.

— Получается, что офисы Сбербанка становятся супермаркетом, в котором можно купить практически всё, что нужно.

— Я бы сказал, местом, где вам всегда помогут. Мы стараемся быть рядом с клиентом. Наряду с традиционными офисами в текущем году мы активно развиваем проект «Банк на работе», своего рода офис на выезде. Наши зарплатные клиенты на своем рабочем месте с помощью выездного клиентского менеджера могут получить консультацию и оформить не только банковские продукты, но и продукты экосистемы Сбербанка. В следующем году мы планируем сделать данный сервис более доступным для любого клиента банка. Клиент сможет пригласить к себе специалиста банка, получить консультацию и оформить интересные для него сервисы и продукты там, где это ему удобно. Достаточно будет оставить заявку на встречу: на сайте банка, в мобильном приложении либо через контакт-центр банка. Также если клиент захочет получать зарплату через Сбербанк, то он сможет оформить карту и заявление на перевод заработной платы не только через бухгалтерию своего предприятия, но и в филиале банка, а также у персонального менеджера на предприятии.

— Получается, что офисы Сбербанка будут укрупняться, чтобы вместить в себя все составляющие экосистемы?

— Не совсем так, например, мы начали тестировать новый формат наших мини-офисов в местах массового скопления людей. Получить консультацию, узнать о персональных предложениях от банка и оформить любые сервисы экосистемы клиенты смогут в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, в крупных торговых центрах. Отдельно хочу сказать о сервисе для наших корпоративных клиентов. Мы расширяем сеть обслуживания клиентов — юридических лиц в розничных офисах банка. Уже сегодня сеть офисов по расчетно-кассовому обслуживанию увеличена до 2,5 тыс. офисов. В 1,8 тыс. из них корпоративные клиенты могут открыть расчетный счет, подключить торговый эквайринг или присоединиться к зарплатному проекту. При этом офисы имеют расширенный режим работы.

— Кофе, доставка еды и такси — всё это больше нужно жителям городов, а что изменится для людей, живущих в сельской местности?

— В этом году расширили свое присутствие в сельской местности через партнерскую сеть. К концу этого года в более чем 3 тыс. сельских магазинов наши клиенты могут снять наличные. Мы запустили услугу по приему платежей, в том числе коммунальных. В 2020 году мы продолжим расширять географию доступности наших услуг и количество продуктов — за счет страхования, кредитования, открытия банковских карт. Для банка важно обеспечить одинаковые условия доступа к банковским продуктам и в городе, и в малых, особенно удаленных, населенных пунктах

— Раз уж зашла речь о доступности ваших услуг. Что банк делает для того, чтобы людям с ограниченными возможностями было удобно пользоваться предложениями и услугами?

— Наши физические офисы и банкоматы адаптированы для обслуживания людей с инвалидностью.

В этом году для людей с нарушениями слуха или речи мы запустили сервис перевода на жестовый язык во всех бизнес-офисах банка, это 6 тыс. отделений. Особое внимание уделяется незрячим и слабовидящим клиентам. Человек, который может поставить подпись, может самостоятельно получить любой продукт в любом отделении Сбербанка. Наши сотрудники зачитают вслух условия по продукту и помогут найти место на бланке заявления для подписи. В отделениях у менеджеров по продажам есть специальный режим контрастности презентаций продуктов для слабовидящих людей.

На всех устройствах самообслуживания Сбербанка шрифты, цветовая гамма и контрастность стандартного меню адаптированы для слабовидящих клиентов. Для незрячих людей отдельно с использованием наушников доступны полностью озвученные услуги запроса баланса и снятия наличных. Уже 23 тыс. устройств по всей стране оснащены аудиовыходом для наушников и специальным меню для клиентов, которые потеряли зрение и воспринимают цифровые интерфейсы на слух.

— В какую сторону развивается проект сотрудничества банка с МФЦ?

— С момента открытия центров в 2018 году населению предоставлено более 120 тыс. госуслуг, и Сбербанк с активно сотрудничает с Минэкономразвития России и МФЦ по вопросам развития инфраструктуры. На региональном уровне в 23 городах РФ силами сотрудников банка организовано предоставление государственных и муниципальных услуг для граждан и бизнеса в офисах Сбербанка. В рамках эксперимента Минэкономразвития мы будем предоставлять ряд услуг в банках уже с 2020 года. В этом мы видим возможности существенного улучшения сервиса для наших клиентов. Например, сегодня, если клиент хочет погасить ипотеку при помощи материнского капитала, мы вынуждены направлять его в МФЦ или Пенсионный фонд. В рамках эксперимента мы не будем направлять клиента по инстанциям и прямо в нашем отделении сможем принять все необходимые документы, а затем направить их в госорган для принятия решения. Для граждан это обернется экономией времени, для банков — возможностью выстраивания единого клиентского пути, когда государственные сервисы дополняют услуги бизнеса.

— Всё же филиальная сеть — это не только офисы. Какие изменения ждут сеть устройств самообслуживания?

— Банкоматы сегодня — это современный, высокотехнологичный офис. 95% всех устройств оборудованы бесконтактной технологией. Мы одними из первых в стране реализовали бесконтактное обслуживание карт МИР. Благодаря Сбербанку NFC стал стандартом индустрии и многие последовали нашему примеру. Сейчас почти половина банкоматов — это новые устройства, которые позволяют взносить и получать до 300 купюр за раз.

Для каждого клиента интерфейс банкоматов настроен индивидуально, уже более четверти клиентов пользуются при снятии наличных своими персональными суммами. Мы существенно расширили количество устройств, в которых можно получить перевод наличными. 52 тыс.и банкоматов на территории страны кардинально меняют опыт получения денежных переводов. Недавно реализовали обслуживание на таджикском и узбекском языках, теперь сервис доступен на русском и 10 иностранных языках.

— Насколько это может облегчить работу клиентов с банкоматами?

— Мы подумали об упрощении жизни наших клиентов даже в необычных ситуациях, на банкоматах-ресайклерах внедрили возврат забытых денег, SMS-информирование о забытой карте. В результате на треть сократились случаи забытых денег и в два раза реже обращения клиентов по вопросу забытых карт.

В следующем году мы продолжим обновление сети устройств, уже в январе появятся новые банкоматы с увеличенным размером экрана. Планируем совершенствовать алгоритмы формирования персональных сумм, чтобы экономить время клиентов. Упростим пользование нашими устройствами для лиц с ограниченными возможностями.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех читателей с наступающим Новым годом и пожелать финансового благополучия и процветания.