В России второй год подряд проходит чемпионат мира по быстрым шахматам с призовым фондом $1 млн. В Москве сыграют практически все звезды, включая действующего победителя ЧМ норвежца Магнуса Карлсена и 14-го чемпиона мира Владимира Крамника, в этом году завершившего карьеру. На церемонии открытия турнира «Известия» пообщались с президентом Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Аркадием Дворковичем. Он пояснил, почему ЧМ по быстрым шахматам снова принимает РФ, и рассказал, будут ли российские гроссмейстеры выступать под нейтральным флагом.
— Чемпионат мира по быстрым шахматам, который по традиции проходит под патронажем короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиза Аль-Сауда, второй год подряд принимает Россия. Можете объяснить, почему?
— Понятно, что Россия всегда готова предоставить свои услуги по проведению самых главных шахматных турниров, но выбор сделали наши саудовские партнеры. Были и другие варианты, но две страны по разным причинам сняли свои заявки. Например, представители Австрии в последний момент пояснили, что не готовы в этом году принять столь масштабное соревнование из-за выборов, но обещали вернуться с заявкой в ближайшее время. В Дубае, у нас, скорее всего, будет мужской матч на первенство мира-2020, и коллеги из ОАЭ посчитали, что лучше сосредоточить силы на одном крупном старте.
— Как другие руководители ФИДЕ отреагировали на этот выбор?
— Я пояснил, что другие варианты отпали по разным причинам, поэтому никто не высказывал недовольства.
— А почему выбор пал именно на Москву, нельзя было, например, протестировать Екатеринбург перед турниром претендентов-2020?
— Наши коллеги из Саудовской Аравии решили, что для общего ощущения праздника и, с учетом мирового позиционирования Москвы, это более предпочтительный вариант.
— Вы довольны составом участников?
— Все, кто любит формат рапида и блица, заявились на ЧМ-2019. Понятно, что в женском турнире не участвуют чемпионка мира Цзюй Вэньцзюнь и претендентка Александра Горячкина. Они готовятся к матчу, который стартует уже 4 января, а ЧМ по быстрым шахматам отнимает много сил.
У мужчин из топ-игроков не хватает только Фабиано Каруаны, Дина Лижэня и Виши Ананда. Последний давно сказал, что, где бы ни проводился турнир, у него не получится сыграть в декабре.
— Зато сыграет Владимир Крамник...
— Да, это большое событие для болельщиков по всему миру. Я рад, что Владимир еще порадует нас, хоть и только в формате блица.
— Какие у вас ожидания от матча между Александрой Горячкиной и Цзюй Вэньцзюнь?
— Я ожидаю очень конкурентный матч, российско-китайское противостояние продолжается. И решение ФИДЕ провести матч на двух площадках, как в России, на острове Русский, так и в Шанхае, — наилучший вариант. Интерес к матчу огромный в обеих странах.
— Исполком Всемирного антидопингового агентства (WADA) принял резонансное решение об отстранении всех российских руководителей от работы в международных федерациях на четыре года. Вас это как-то коснется?
— В предписаниях WADA речь идет именно о действующих государственных служащих. Я же не являюсь чиновником, поэтому ко мне нет никаких вопросов.
— Поясните ситуацию по нашим гроссмейстерам. Есть риск, что они будут выступать под нейтральным флагом в 2020 году?
— Если турнир претендентов выиграет российский шахматист, существуют сомнения, что он будет участвовать под российским флагом в матче за шахматную корону. Здесь есть определенные опасения. Мы отвели удар от турниров этого года и шахматной Олимпиады-2020, по матчу за корону существует нюанс, так как это чемпионат мира, которые в том числе были упомянуты в предписаниях WADA.
Многое станет понятно после процедуры апелляции в Спортивном арбитражном суде (CAS). Но мы будем бороться, чтобы шахматы увести из-под удара.
— Как вы оцените 2019 год для ФИДЕ?
— На мой взгляд, по всем направлениям мы работаем в правильном режиме. Речь о поддержке национальных федераций по всему миру через программы развития, о развитии шахмат высших достижений и у мужчин, и особенно у женщин. Вообще, 2019 год стал прорывным для женских шахмат. Мы серьезно увеличили им призовые, стало больше женщин-арбитров, многие женщины заняли руководящие должности в ФИДЕ.
Дополнительно поддержали ветеранов — и финансово, и организационно. Начали проекты, связанные с открытостью организации. Наш официальный сайт стал более понятным и информативным, соцсети — очень активными.
Постепенно начали приходить новые спонсоры, что я тоже считаю успехом. Пока российские компании составляют большую часть бюджета ( РЖД, «Россети», «Росатом», «Газпром»), но к нам присоединяются и зарубежные партнеры. Такие как Coca-Cola и Total. Они стали нашими активными сторонниками и мы постепенно наращиваем взаимодействие.
— Что не удалось решить в этом году?
— Да, это в первую очередь наши онлайн-сервисы, цифровизация шахмат. Я имею в виду не возможность играть онлайн, а различные сервисы для шахматистов и организаторов, которыми можно пользоваться во всем мире. Во-вторых, далеко не всё сделано для внедрения шахмат в школы. Ведутся только пилотные проекты в ряде стран. Надеюсь, в 2020 году мы сделаем большой шаг в двух этих направлениях.
— Ваше мнение о wild card (специальном приглашении) для молодого российского гроссмейстера Кирилла Алексеенко на турнир претендентов-2020?
— Для него это большой стимул к профессиональному росту и большое испытание. Он будет играть среди сильнейших и получит отличный опыт. Для российских шахмат это хорошо. При этом подчеркну, что ФИДЕ заняла абсолютно нейтральную позицию в этом вопросе. Это право организаторов — дать wild card, и они сделали выбор в пользу Алексеенко, согласно всем правилам.