Компания «Газпромнефть Марин Бункер», являющаяся оператором бункерного бизнеса «Газпром нефти», начала продавать новое судовое гибридное топливо. Как сообщается в пресс-релизе, поступившем «Известиям» 26 декабря, его главная особенность заключается в низком содержании серы — менее 0,5%.
Рецептуру топлива разработали специалисты «Газпром нефти». В качестве компонентов используются ультранизкосернистые и темные нефтепродукты. По итогам проведенных испытаний топливо получило сертификаты соответствия требованиям Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Оно соответствует требованиям международной конвенции MARPOL-2020, вступающим в силу с 1 января будущего года.
Новое судовое топливо уже поставляется в порты Северо-Западного региона (Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Мурманск и Архангельск) и Новороссийска.
«С вводом в действие новых требований Международной морской организации произойдет диверсификация продуктового портфеля поставщиков бункерного топлива. При этом судовое топливо с содержанием серы не более 0,5% станет основным в структуре реализации с долей не меньше 40%», — прокомментировал генеральный директор «Газпромнефть Марин Бункер» Алексей Медведев.
Между тем заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов заявил «Известиям», что до сегодняшнего дня значительную долю российского рынка судовой бункеровки (это около 11 млн т топлива) занимал мазут с достаточно высоким содержанием серы. Это топливо не соответствует требованиям конвенции MARPOL-2020.
«Разумеется, наши компании, работающие на северо-западном направлении, уже реализуют топливо более высокого качества. Дело в том, что на Балтийском море с 2015 года действует еще более серьезное ограничение по содержанию серы — не более 0,1%. Но вопрос в количестве: способны ли российские НПЗ увеличить производство малосернистого судового топлива в пять раз от нынешних объемов. Ситуация неоднозначная. Некоторые компании благодаря высоким темпам модернизации производств с этой задачей справятся. К их числу относятся «Газпром нефть» и «Лукойл». У других крупных игроков могут возникнуть проблемы, которые приведут к сокращению их доли рынка бункеровки», — отметил эксперт.
В то же время он признал, что модернизация российских заводов непрерывна и одним из следствий этого процесса является снижение, а затем и фактическое исчезновение мазута из продуктовых линеек.
В конце октября стало известно, что нефтяная компания начала строительство в Омске современного комплекса по производству высокотехнологичных катализаторов для нефтепереработки. Мощность завода составит 21 тыс. т продукции в год. Планируется, что проект «Газпром нефти» обеспечит независимость российской переработки от поставок иностранных производителей катализаторов и стабильность производства качественного топлива.