Как снизить количество ДТП — то, чем озабочены многие и в автомобильном производстве, и в структурах, ответственных за обеспечение безопасности на дорогах. Действительно, в ДТП травмируется и погибает большое количество людей по всему миру. Специалисты считают, что большого прогресса в снижении уровня опасности на автомобильных дорогах можно достичь с выведением на дороги беспилотных автомобилей.
На беспилотники возлагают большие надежды не только в связи с дорожной безопасностью, они могут серьезно повлиять и на экономическую эффективность городов и бизнесов. С их помощью можно будет перевозить грузы и пассажиров, осуществлять сельхозработы, мониторить лесные массивы, составлять картографию и многое другое.
Теперь и Россия активно присоединилась к разработкам в этой сфере. В будущем году Департамент транспорта Москвы планирует построить полноценный полигон для тестирования беспилотных автомобилей.
До вывода беспилотников на дороги еще далеко
Специально оборудованная площадка для отработки всех необходимых действий и возможных ситуаций на реальных дорогах уже стала необходимостью. Согласно исследованию, подготовленному Российской венчурной компанией (РВК) совместно с консалтинговой компанией Frost & Sullivan, к 2025 году на беспилотники придется 40% от всех выпускаемых в мире легковых машин. А это значит, что на наших дорогах появятся автомобили, которые самостоятельно принимают решения, как довезти вас до пункта назначения.
По мнению спецпредставителя президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова, гибридные беспилотные автомобили российской разработки появятся на дорогах страны уже через один-два года. Однако пока речь идет о решении автопилотом отдельных задач, нацеленных, к примеру, на экономию топлива. До запуска на дороги «умного» автомобиля, который самостоятельно доедет от точки до точки, пока еще далеко. В том числе потому, что на текущий момент площадок для тестирования и имитации городской среды и типичных или аварийных ситуаций не так много.
Как и за рубежом, тестирование беспилотников в России происходит поэтапно. В процессе принимают участие и научное сообщество (МАДИ, Таганрогский университет), и государство («Иннополис», КБ «Аврора»), и частный бизнес («Яндекс», КамАЗ). Тестирования начались в небольших закрытых пространствах, таких как «Сколково» и «Иннополис». Однако полигонов катастрофически не хватает, при этом большинство разработчиков еще не имеет сертификатов НАМИ и не могут тестировать автомобили на дорогах общего пользования, даже в особых зонах, таких как «Сколково» или «Иннополис». Цель разработчиков — получить удобный и доступный полигон для всех, а затем выйти на дороги общего пользования.
Реальная городская среда для беспилотных машин
Для тестирования автомобилей в реальных условиях Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры в следующем году откроет полигон, имитирующий городской ландшафт.
«Будущее — за «умным» транспортом. Чтобы поддержать развитие беспилотных технологий, мы решили создать специальную площадку, где можно обкатывать инновационные машины. Крупный полигон расположится на территории, площадь которой почти сравнима с общей площадью трех футбольных полей. На нем можно будет воссоздать обычную поездку по городу: ожидание возле наземного перехода, пока там идут пешеходы, движение в потоке других машин, остановка при красном сигнале светофора и многое другое», — рассказал заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов
Разработкой площадки займется профильный НИИ — «Научно-исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы «МосТрансПроект». В апреле 2019 года он подписал соглашение с ИЦ «Сколково», которым предусматривается тестирование беспилотного транспорта на дорогах инновационного центра с помощью разработанной Институтом электронной карты улично-дорожной сети «Сколково». В октябре 2019 года институт подписал соглашение о партнерстве с Российской венчурной компанией (РВК), в рамках которого Институт создал систему мониторинга движения беспилотных транспортных средств по полигону Центра испытаний «НАМИ» специально для финальных испытаний технологического конкурса Up Great «Зимний город».
Логика создания карт простая — для того чтобы машины могли ориентироваться в пространстве, а не быть, как человек в темной комнате, создают высокоточную карту — цифровой двойник местности. В ней будет отображена вся информация о границах дорог, разворотах, ограничениях скорости, остановки, разметка и все другие данные. Без такой карты все мощности машины ушли бы на считывание местности и анализ ближайших метров дороги.
Создание таких карт — одно из важнейших условий появления беспилотников в нашей повседневной жизни, поскольку для перемещения в городе машине необходимо заранее знать расположение всех статичных объектов. Только так беспилотник сможет полностью сосредоточиться на дорожном движении и пешеходах.
На полигоне Транспортного комплекса Москвы командам передадут такую карту.
Будущий полигон появится в ТиНАО, площадь его будет порядка двух гектар. Он будет воспроизводить городскую среду: здесь появятся имитация различных видов дорог, кругового движения, дорожных знаков и разметки, пешеходных переходов и светофоров. Директор «МосТрансПроекта» Александр Поляков считает, что ключевой идеей проекта станет реализация сервиса по принципу «одного окна»: «Планируется, что команды смогут записаться в удобное время, заехать на оборудованный полигон и обучиться работать с электронной картой. Для того чтобы создать карту — цифровой двойник местности, мы применяем три независимых подхода. Первый: ортофотосъемка (фотографический план местности на точной геодезической опоре, полученный путем аэрофотосъемки) с помощью дронов, второй — лазерное сканирование местности с использованием дорожной лаборатории и третий — сбор геодезических данных координат местности с помощью GPS-приемника. Затем все три слоя соединяются».
Важно отметить, что площадка будет доступна всем. Тестировать и «обучать» беспилотный автомобиль смогут любые команды по предварительной записи.
175 миллионов лучшему беспилотнику
Возможность коммерческого использования площадки чрезвычайно важна. Сейчас в моду входят соревнования беспилотных автомобилей. Совсем недавно завершился национальный конкурс беспилотников Up Great «Зимний город». В финале, который проходил на полигоне Центра испытаний «НАМИ» в Московской области, приняли участие пять команд.
По условиям конкурса, беспилотник должен проехать 50 километров по зимним дорогам быстрее чем за 3 часа. Задачей команд было преодолеть регулируемые и нерегулируемые перекрестки, распознать сигналы светофора, проехать через железнодорожный переезд и тоннель. Всё это сопровождалось плохими погодными условиями, имитацией метели и движения пешеходов и других автомобилей.
Учитывая, что главный приз за победу в конкурсе составляет 175 млн рублей, не исключено, что вскоре «Зимний город» станет самым популярным и зрелищным шоу в Москве и области. К слову, пока преодолеть технологический барьер ни одна из команд не сумела, в этом году «Зимний город» остался без победителя. Тем важнее создать в черте города высокотехнологичную площадку для тестирования беспилотников, чтобы команды могли отрабатывать все возникающие в реальной жизни сложные дорожные ситуации.