В этом году столичные власти направили около 4,5 млрд рублей, собранных от платных парковок, на благоустройство московских дворов. Об этом «Известиям» рассказали в ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП). На деньги автомобилистов привели в порядок дворы на Арбате, в Пресненском, Мещанском и Таганском районах, а также в отдаленных от центра Орехово-Борисово, Царицыно, Матушкино и в десятках других районов по всей столице. Опрошенные «Известиями» эксперты предложили направлять деньги не только на ремонт дворов, но и на установку в подъездах подъемников для маломобильных граждан и оборудование детских площадок кнопками SOS.
География ремонта
Ежегодно собранные средства от платных парковок отправляются в бюджет города, распределяются между районами и тратятся на благоустройство дворов.
«За последние семь лет, за годы существования проекта платных парковок, московские автомобилисты вложили более 26,3 млрд рублей в ремонт и благоустройство дворов», — отметили в АМПП.
В Центральном административном округе в течение лета на деньги от платных парковок отремонтировали 13 дворов в районе Арбат, 12 — в Пресненском, 10 — в Мещанском районе и восемь — в Таганском. В Южном округе привели в порядок десять дворов в Даниловском районе, четыре — в Царицыно, по 19 дворовых территорий в районах: Нагатинский Затон и Орехово-Борисово Северное. В соседнем Орехово-Борисово Южное благоустроили восемь дворов. В Зеленоградском округе в районе Матушкино обновили детские и спортивные площадки во дворах домов на улице Николая Злобина. Отчеты по выполненным работам в других районах можно найти на сайтах управ.
На придомовых территориях меняют асфальтовое покрытие на дорогах и тротуарах, укладывают новое безопасное покрытие на детских и спортивных площадках, разбивают новые газоны, клумбы, закупают и сажают деревья, кустарники, создают парковочные карманы. На детских, спортивных площадках и местах для дрессировки собак устанавливают новое оборудование, в зонах отдыха меняют или добавляют уличную мебель: скамейки, урны, пешеходные зоны огораживают новыми заборами.
Решение о том, что должно быть на придомовой территории, принимают сами жители, подчеркнули в АМПП.
«Проголосовать за понравившийся проект можно на портале «Активный гражданин» или обратиться к муниципальным депутатам. Отчеты о проделанных работах управы публикуют на своих сайтах в разделах «Благоустройство на средства от платных парковок», — рассказали «Известиям» в ведомстве.
Разумные траты
Благоустройство дворов должно проходить с учетом мнения жителей, убежден глава муниципального округа Арбат Евгений Бабенко.
«Жители должны выбирать то, что они хотят увидеть в своем дворе. Когда за ними право выбора, тогда они контролируют работы, которые проводят, это повышает качество исполнения. Человек заинтересован в том, чтобы двор был лучше, в этом и есть смыл муниципального управления, — отметил Бабенко. По его словам, отремонтированный двор по адресу Новый Арбат, 25/27 несколько лет назад занял первое место по Москве, а стоимость квартир в доме повысилась на 10%».
Вместе с жителями также обсуждали варианты оснащения двора по адресу Новинский бульвар, 18.
«Это один из самых больших дворов в районе. Собрали жителей, вместе смотрели предложения по проектам благоустройства, спрашивали, что вы хотите на придомовой территории: детскую площадку, спортивную площадку или собачью площадку. Так будем делать и дальше», — пообещал глава муниципального округа Арбат.
При этом, по его мнению, деньги от платных парковок помимо благоустройства дворов должны тратиться на установку в подъездах устройств спуска и подъема маломобильных граждан.
«В домах, где невозможно переделать подъезд под нужды маломобильных групп населения, например когда дом памятник архитектуры или выявленный объект культурного наследия, необходимо подъезды оборудовать механическими подъемниками или другими устройствами. Нужно дать возможность инвалидам- колясочникам спускаться с седьмого-восьмого этажа, неправильно отсеивать таких людей», — рассказал «Известиям» Евгений Бабенко.
Кроме того, он предложил позаботиться о безопасности дворов и установить на детских площадках кнопку SOS.
«С детьми гуляют на площадке обычно бабушки, если что-то происходит с ребенком, то, пока она достает телефон и соображает, как и куда звонить, проходит время. Если установить кнопку SOS, то по регламенту через две минуты должны уже приехать мобильные бригады и оказать помощь», — пояснил собеседник «Известий».
В Москве реализуется концепция «двор без машин» — как в новых жилых кварталах, так и в существующей застройке, и вполне логично, что деньги, полученные от платных парковок, тратятся на благоустройство дворов, то есть возвращаются жителям, повышая комфорт и качество жизни, считает сооснователь и руководитель архитектурного бюро Wall Рубен Аракелян.
По его мнению, когда во дворах нет машин, то территория становится безопасной и комфортной. Он также полагает, что к благоустройству двора нужно привлекать архитекторов, чтобы каждый двор обновляли по принятому архитектурному проекту, а не просто хаотично нагромождали объектами. Аракелян добавил, что архитекторы должны отвечать за эстетическую составляющую, за дизайн двора, а задача жителей решить, как то или иное место во дворе использовать и чем его насытить.
Воспитательный паркинг
За семь лет в Москве на деньги, собранные от платных парковок, обновили тысячи дворов. Только за 2018 год на деньги от парковок было благоустроено более 1,5 тыс. дворовых территорий. В прошлом году на благоустройство дворов потратили 4,2 млрд рублей.
Сегодня в Москве организовано более 81,8 тыс. платных парковочных мест. Из них не менее 10% выделено для бесплатного доступа маломобильных групп автомобилистов.
«Мы постоянно работаем над тем, чтобы наши сервисы и парковки становились удобнее и доступнее для столичных автомобилистов. В этом году, например, вышла новая версия приложения «Парковки Москвы». Там теперь можно исправлять ошибки, допущенные при оплате парковки», — заявил генеральный директор ГКУ АМПП Александр Гривняк.
Глава ведомства также отметил, что за семь лет существования платных стоянок в городе автомобилисты перестали парковаться на тротуарах и газонах, а также оставлять машины на проезжей части в несколько рядов.
Пилотный проект платных парковок стартовал в Москве 1 ноября 2012 года. Тогда на улицах Петровка, Каретный Ряд и в близлежащих переулках появилось 558 платных машино-мест. Согласно постановлению правительства Москвы № 849-ПП, собранные средства от платных парковок направляются на благоустройство дворовых территорий в московских районах.