На этой неделе у западных стран вдобавок к критике за события в Гонконге появился еще один повод обрушиться на КНР из-за нарушений прав человека. Сразу 17 мировых СМИ опубликовали информацию о методах обращения китайского правительства с мусульманами-уйгурами в Синьцзяне. Их обнародовал Международный консорциум журналистов, стоявший три года назад за громким «панамским досье». В МИД Великобритании «Известиям» сказали, что призывают Китай незамедлительно допустить экспертов ООН в этот административный район, а США ввели санкции против КНР за нарушение прав этнических меньшинств. При этом в МИД КНР «Известиям» заявили: все документы сфабрикованы. Эксперты полагают, что «синьцзянское досье» — часть усиливающейся информационной войны США против Китая накануне новых переговоров по торговым трениям.
Западу виднее
Новый предлог обратить внимание на проблему прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономной районе КНР появился с подачи Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ). 24 ноября это организация обнародовала несколько секретных документов правительства Китая за 2017–2018 годы, расписывающих методы работы с мусульманским населением в Синьцзяне и жесткие распорядки, которые царят в лагерях содержания около 1 млн жителей этого района.
Документы, которые, как заявляется, попали в распоряжение журналистов от «анонимного источника» и подлинность которых подтвердил целый ряд экспертов, разоблачают «механику оруэлловской системы массового наблюдения». Они свидетельствуют, что по всему Синьцзяну установлены тысячи камер, данные с которых анализирует компьютерная система. Она, в частности, выделяет людей, которые «подозрительно себя ведут» — например, молятся или часто путешествуют. И таких «подозрительных» личностей — которых, по данным журналистов, всего около 1 млн человек — содержат в центрах заключения.
— У нас есть серьезные опасения по поводу ситуации с правами человека в Синьцзяне и усиливающегося преследования со стороны китайского правительства — в частности, внесудебного задержания более 1 млн уйгурских мусульман и других этнических меньшинств, — сказали «Известиям» в пресс-службе британского МИДа, добавив, что Лондон намерен добиваться от Пекина немедленного и беспрепятственного доступа в регион наблюдателей ООН.
«Известия» попробовали выяснить детали в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека, но не получили оперативный комментарий.
В недалеком прошлом Британия уже выступала инициатором порицания Пекина за приписываемые ему нарушения прав человека в Синьцзяне. В июле Лондон и еще 21 страна (включая США и ряд европейских государств) выступили с резким совместным заявлением, призывающим Пекин положить конец практике насильственного удержания людей в Синьцзяне. С аналогичным заявлением та же группа стран выступила и на сессии по правам человека на Генассамблеи ООН в сентябре.
Но, разумеется, больше всех постарались США — этой осенью Вашингтон ввел санкции против двух десятков китайских компаний, связанных с производством и эксплуатацией систем слежения, а также в отношении ряда чиновников, которых американцы сочли причастными к нарушению прав человека в Синьцзяне.
Китайская сторона медали
В МИД Китая «Известиям» сказали, что считают предъявленные документы фальшивкой, и сослались на последнее заявление официального представителя ведомства. На этой неделе Гэн Шуан подчеркнул, что события в Синьцзяне являются исключительно внутренним делом КНР, обвинив «некоторые СМИ в использовании омерзительных методов для раздувания темы Синьцзяна».
Первые публикации в западных СМИ о том, что в населенном преимущественно мусульманами Синьцзян-Уйгурском автономном районе созданы чуть ли не трудовые лагеря, куда власти сгоняют всех без разбору приверженцев ислама, стали появляться в 2017 году. Официальные руководители КНР никак не комментировали эти слухи вплоть до осени 2018 года. Но тогда они заявили о том, что в автономном районе действуют «центры профессионального образования и переподготовки», где этнических уйгуров учат китайскому языку, помогают интегрироваться в общество. Главным обоснованием наличия таких центров Пекин называл борьбу с радикализацией местного населения.
Синьцзян действительно всегда слыл неспокойным регионом с явными сепаратистскими настроениями. В 1990-е годы там нередко случались теракты, но тогда они нечасто выходили за пределы самого района. Однако уже в 2000-х не чуждые сепаратистских настроений уйгурские радикалы стали устраивать теракты против мирных жителей в других районах Китая. Одним из самых громких случаев стал наезд автомобиля на пешеходов вблизи площади Тяньаньмэнь в 2013 году и массовая резня пассажиров железнодорожной станции в Куньмине годом позже. Вслед за арабской весной в регион стали активно просачиваться экстремистские течения, и центральные власти решили работать на опережение.
Примечательно, что в отличие от Запада мусульманские страны, за редким исключением, никогда особо не высказывались на тему ситуации с их единоверцами в Синьцзяне. А на том же сентябрьском заседании по правам человека на ГА ООН, где Лондон и компания критиковали Пекин, другие 54 страны, включая Россию, высказались в поддержку усилий Китая в борьбе с терроризмом.
На войне как на войне
Нынешнее муссирование темы нарушений прав человека в Синьцзяне легло на не менее акцентированную критику Западом действий Китая в Гонконге в последние месяцы.
— Те вбросы, которые идут сейчас против Китая, очень похожи на очередную операцию американской информационной войны, — сказал «Известиям» профессор факультета политологии МГУ Андрей Манойло, не первый год занимающийся тематикой информационных кампаний и технологиями иностранного вмешательства. — В декабре предстоит новый и, видимо, финальный раунд переговоров США и КНР по торговой сделке, и американцы пытаются поднять ставки до начала переговоров на максимальный уровень, чтобы Китай стал сговорчивее.
Эксперт обратил внимание и на то, что документы по лагерям в Синьцзяне были представлены именно по каналам Международного консорциума журналистов, стоявшего за публикацией в 2016 году громкого «панамского досье».
— Организация уже засветилась в качестве субъекта, через который американские спецслужбы и немецкая разведка легализовали пакет документов, якобы украденных у панамской офшорной компании, где был компромат на огромное число политиков. Панамский скандал был классической операцией американской информационной войны, — резюмировал Андрей Манойло.
Неплохо эти реалии понимают и в самой КНР. На следующий день после выхода в свет «синьцзяньского досье» в официальной англоязычной китайской газете Global Times появилась колонка под названием «Китаю нужно противостоять западной войне по формированию общественного мнения». Перечисляя последние случаи информационных нападок на КНР со стороны Запада, включая кампанию по демонизации проекта «Один пояс — один путь» и телекоммукационного гиганта Huawei, автор, по сути, признает, что пока Пекин отвечает на эти вызовы не особо уверенно: «Проблема Китая в том, что немногие организации хотят высказаться, и они не очень хорошо сотрудничают со СМИ».