Всем по местам: как Прага борется с машинами в центре

Что чехи усовершенствовали в системе платных парковок за 23 года
Елена Полтавская
Фото: youtube.com/Аркадий Горелышев - Лучшее в Чехии

Прага расширяет зону платных парковок в центре города. С ноября по декабрь новые стоянки появятся в четырех районах. Власти отмечают, что работа будет продолжаться, так как машин много. В 2017 году на тысячу горожан приходился 681 автомобиль. Число зарегистрированных транспортных средств перевалило за миллион, а всего в чешской столице проживает 1,3 млн человек. О том, как Прага борется с заторами, ДТП и хаотичной парковкой в центре — в материале «Известий».

На выбор

Власти делают упор на удобный общественный транспорт и платные парковки. Последние расположены только в центре и делятся на три типа: для жителей, для гостей и смешанные. Также в городе есть стоянки P&R и места для короткой остановки. Стоимость зависит от удаленности от центра и загруженности определенного района.

На большинстве парковок машину можно бесплатно оставить на ночь (с 20 до 8) и выходные. Точная цена и режим работы указываются на информационном щите, паркомате или в мобильном приложении Virtual Parking Clock.

Фото: parkujvklidu.czРайоны Праги, в которых размещены платные парковки

Для резидентов

Парковки для местных жителей обозначаются знаком с синей полосой и синей разметкой на дороге. Их используют горожане, получившие резидентное разрешение. Документ выдают не только жильцам ближайших домов, но и юридическим и физическим лицам, которые владеют помещениями в районе или арендуют их.

Резидентное разрешение для жителей стоит от 600 до 1,2 тыс. чешских крон в год (1656–3312 рублей). Автомобилисты старше 65 лет и инвалиды платят меньше — от 180 до 360 крон (497–994 рубля). Можно внести оплату за три месяца или полгода. Владельцы собственности или арендаторы покупают абонемент за 3,5–7 тыс. крон в год (9660–19320 рублей). Им также доступны разрешения на неделю, один, три или шесть месяцев.

Фото: parkujvklidu.czЗнак парковка для местных жителей

Без документа машину можно оставить на синей парковке лишь на время, в среднем на 2–3 часа. Для этого в течение 15 минут необходимо оплатить сервис на официальном сайте или в приложении, так как паркоматов на стоянках для резидентов нет. В специальные поля вводятся номер участка и данные банковской карты, затем выбирается время парковки. Час стоит от 40 до 80 крон (110–220 рублей). Инвалиды получают 90-процентную скидку и специальные места. Припарковаться бесплатно могут мотоциклисты, водители электромобилей и экстренные службы.

Большинство пражских парковок относятся именно к этому типу.

Гостевые и смешанные

Гостевые парковки помечены оранжевой полосой на знаке и белой прерывистой разметкой на дороге. На них оставляют машину не более чем на 3 часа. В разных районах время может различаться. Правила оплаты и стоянки действуют на всех, в том числе резидентов.

Фото: parkujvklidu.czЗнак гостевая парковка

Здесь установлены паркоматы, но оплата через сайт и приложение тоже доступна. Некоторые автоматические системы на парковке принимают только наличные и выдают талон, который нужно разместить под лобовым стеклом, другие считывают банковские карты и предоставляют лишь чек.

Тарифы у оранжевых парковок те же, что у синих, но в некоторых районах могут быть дешевле. На гостевых стоянках не удастся бесплатно оставить электромобиль.

Оранжевых парковок в Праге мало — они постепенно заменяются смешанными, которые выделяются фиолетовой полосой на знаке и белой прерывистой разметкой на дороге. Резиденты могут пользоваться ими без ограничений, другим разрешено стоять здесь не более суток. Внести оплату можно в паркомате, на сайте или в приложении. Тарифы сохраняются, но на некоторых парковках действуют свои условия.

Перехватывающие и краткосрочные

В Праге помимо трех основных есть и дополнительные типы парковок — P&R (Park and Ride) и K&R (Kiss and Ride).

Первые — перехватывающие. 18 таких стоянок работают с четырех утра до часу ночи на окраинах города возле крупных транспортно-пересадочных узлов. Ими обычно пользуются жители пражских окрестностей: они доезжают до города на автомобиле, оставляют его, а затем передвигаются на общественном транспорте. Парковка стоит от 20 до 90 крон в день (55–248 рублей).

Такие же перехватывающие парковки есть, к примеру, и в Москве. Владельцы авто, пользующиеся Московскими центральными диаметрами, могут оставлять машины на обустроенных стоянках со шлагбаумом. Они организованы возле станций МЦД «Царицыно», «Тимирязевская», «Дегунино», «Беговая», «Волоколамская», «Лианозово» и «Кунцевская». При совершении двух поездок на МЦД, первая из которых — от ближайшей станции, парковка будет бесплатной. То же самое касается и парковок возле станций метро и МЦК. Полный список всех перехватывающих парковок можно найти на сайте «Московского паркинга».

Второй вид стоянок в чешской столице предназначен для коротких остановок: к примеру, когда нужно высадить или посадить пассажира. Они расположены на некоторых станциях метро и вокзалах.

Фото: prague-trip.ru/parkovka-v-prage

В Праге немало частных охраняемых парковок рядом с крупными автомагистралями, транспортными узлами и деловыми центрами. Цены определяют владельцы, а места на некоторых можно забронировать заранее.

Городские парковки контролируются спецавтомобилями с камерами, которые фиксируют номера машин. Система накладывает их расположение на электронную карту парковок и передает данные полиции, принимающей решение о штрафах. За неоплату могут взыскать от 500 крон (1380 рублей), за оставление авто в неположенном месте — от 300 до 2 тыс. крон (828–5520 рублей). Самую большую сумму придется заплатить водителю, который занял место для инвалидов, к тому же его транспортное средство отправят на спецстоянку.

Полиция имеет право установить блокираторы на колеса. Их не снимут, пока владелец не погасит штрафы. Машину, мешающую проезду или проходу, эвакуируют. Автомобилист должен оплатить ее перемещение и хранение. Первое обойдется в 1,3 тыс. крон (3588 рублей), второе — в 150 крон (414 рублей) за первые сутки и 200 (552) за последующие.

Систему платных парковок в Праге запустили в 1996 году из-за неготовности исторической части к большим потокам автомобилей. За годы развития она стала привычной и удобной для жителей и гостей города. Парковки, штрафы за нарушение правил и внедрение комфортного и недорогого общественного транспорта качественно изменили облик чешской столицы.