В Тюмени база отдыха подала иск к молодому человеку за отзыв в интернете — он разместил в социальных сетях видео, в котором рассказал, что на местном пляже летом 2019 года погиб его друг, обвинив в случившемся администрацию турбазы. Представители объекта размещения потребовали больше 800 тыс. рублей компенсации. Вероятнее всего, разбирательство закончится ничем — юридически обосновать свои претензии будет сложно всем участникам процесса, однако сам факт подачи такого иска показывает: в последнее время именно посты в интернете становятся одним из наиболее эффективных способов борьбы с недобросовестными владельцами гостиниц и баз отдыха, рассказали «Известиям» эксперты.
Гибель студента
О том, что турбаза «Куба» в Тюменской области намерена через суд добиваться компенсации в 888,6 тыс. рублей от жителя Тюмени, стало известно во вторник, 19 ноября. Поводом для иска стало видео, которое 19-летний Никита Юдин разместил в интернете летом 2019 года. Видео, изначально появившееся в сети Instagram, опубликовал местный портал 72.ru.
В нем молодой человек эмоционально призывает людей отказаться от поездок на озеро Муллаши и «запретить пляж турбазы «Куба», потому что купание там, по его мнению, может быть небезопасно.
— Там тонет огромное количество людей по вине руководства. Если вам станет плохо в воде, вам никто не сможет помочь, потому что нет ни одного спасателя. В том году там потонуло 17 человек, в этом году — уже два, в том числе, мой очень близкий друг. Ему стало плохо в воде, неподготовленные люди не смогли ему помочь, — говорит молодой человек на видео, не уточняя, впрочем, откуда у него данные об общем количестве погибших.
Речь идет о гибели студента Тюменского технологического университета, 21-летнего Степана Бугайчука — о происшествии в конце июля писали в местных СМИ, знакомые погибшего тогда говорили, что у него были проблемы с сердцем.
Никита Юдин также призвал пользователей распространить видео, чтобы добиться закрытия пляжа. Как рассказал журналистам он сам, вскоре после публикации видео с ним связались представители турбазы и попросили видео удалить. Молодой человек не дал определенного ответа и пообещал подумать, сославшись на эмоциональное состояние, а спустя несколько часов ему позвонил следователь.
— Они позвонили, требовали удалить. Я не сказал «нет», не сказал «да», сказал, что пока не могу принимать такие решения, мне надо подумать. И через полтора-два часа уже позвонил следователь о возбуждении уголовного дела о клевете. В правоохранительные органы мы пока обращаться не стали, чтобы их закрыли, потому что нужно было время восстановиться. Это ситуация не из легких, — цитирует его слова сайт «Подъем».
Как отмечают региональные СМИ, представители турбазы действительно добивались возбуждения против молодого человека уголовного дела о клевете, но получили отказ, поскольку следственные органы не обнаружили состава преступления. После этого в ООО «Никита» (на эту организацию зарегистрирована турбаза) подала иск о защите чести и достоинства с требованием о компенсации. Это уже второй иск со стороны представителей турбазы в отношении Никиты Юдина, первый был возвращен заявителю, отмечается на сайте Znak.com.
«Не соответствует действительности»
Поводом для предъявления претензии послужило не само мнение молодого человека о турбазе, а количество людей, которые, по его мнению, утонули в воде на территории турбазы, сообщил журналистам юрист ООО «Никита» Сергей Васюков.
— Он приводит сведения, что в прошлом году погибших было 18, а в этом — двое. Это не соответствует действительности. В прошлом году в акватории погиб один человек, и в этом году тоже один человек. Но надо обратить внимание на то, что не вся акватория озера находится в ведении ООО «Никита», там есть еще пять арендаторов, которые с нами никак не связаны. В прошлом году гибель человека произошла на сопредельной территории, которая к нам не относится. В этом году гибель, к сожалению, произошла формально на нашей территории, — отметил он.
О запрете на купание в озере Муллаши, на берегу которого расположена «Куба», писали и в 2018 году. Тогда «несанкционированный» пляж во время плановой проверки мест отдыха на воде обнаружили сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России по Тюменской области. Спасатели рассказали, что пляжный клуб не проходил приемку и не имеет разрешения ГИМС, но некоторые из отдыхающих не знали о том, что купаться там нельзя.
— «Куба» отличается невероятной гибкостью: она одновременно позиционирует себя и как пляжный клуб, и как база отдыха. Вот и получается, что заезжаете вы в пляжный клуб, а попадаете на базу отдыха, где купание запрещено, — цитировало издание «ФедералПресс» пресс-службу ГУ МЧС России по Тюменской области.
В ведомстве предупредили, что пляжный клуб не проходил приемку и не имеет разрешения ГИМС. При этом, по данным журналистов, во время проверки сотрудники базы объяснили, что люди платят за подход к воде, а решение о том, купаться или нет, принимают сами.
Отличный пляж и туалеты хорошие
Комментируя иск компании к Никите Юдину, Сергей Васюков отметил, что на турбазе никогда не отрицали, что купание там запрещено — на пляже, по его словам, «уже несколько лет» стоят предупреждающие таблички, а установить ограждения, чтобы полностью блокировать доступ к воде, администрация не может по закону.
Как следует из данных в интернете, «Куба» позиционирует себя как «клуб пляжного отдыха» на берегу «голубого озера». Если верить сайту, на турбазе можно снять дома различной вместимости, а также lounge-зоны или беседки, расположенные непосредственно на пляже (цены на них начинаются от 1,5 тыс. рублей за 12 часов аренды). Судя по отзывам, оставленным другими пользователями в различных поисковых системах, турбаза пользуется популярностью и имеет высокие оценки — в среднем 4,5–4,6 балла из пяти в различных системах, включая «Яндекс».
При этом из отзывов (позитивных среди них большинство) не следует, что приезжающие туда люди понимают, что купание на этой территории запрещено, или получали какие-либо предупреждения от администрации: «Песочек мягкий, вода хорошая! В общем рай», — пишет одна из пользовательниц в Google. «Отлично, пляж и вода чистые, туалеты хорошие», — пишет другой пользователь.
Как объясняют представители ООО «Никита», указанная в иске сумма — 888,6 тыс. рублей, — была определена исходя из выручки, которую, как считают на турбазе, там недополучили из-за поста молодого человека.
— Главным обоснованием этого иска было то, что после публикации у них сократилась выручка. По их расчетам, в 2018 году за четыре дня они заработали 1,5 млн рублей, а в 2019-м — всего 600 тыс. Организация требует с парня разницу в прибыли (888 660 рублей) за то, что он опубликовал видеоотзыв со своим негативным мнением, — рассказал изданию Znak.com Булат Акишев, руководитель юридического департамента компании «Адвоклад», представитель Никиты Юдина.
Эффективный инструмент
Право на защиту своей репутации в России имеет любое лицо, как физическое, так и юридическое, рассказал «Известиям» адвокат, партнер юридической компании BMS Law Firm Алексей Гавришев. Формально высказывание молодого человека могло повлиять на репутацию турбазы, однако доказать это в суде может быть довольно сложно.
— Вместе с тем, в судебном процессе представители базы отдыха должны будут не только доказать, что распространенные сведения носили порочащий характер и не соответствуют действительному положению дел, так и доказать, что между высказываниями и возникшими убытками имеется какая-то причинно-следственная связь, — рассуждает он.
Алексей Гавришев
Выражение собственного мнения в интернете и клевету разделяет тонкая грань, предупреждает юрист, поэтому с высказываниями в интернете — особенно, если они могут не соответствовать действительности, — нужно быть максимально осторожным.
В то же время, подобные судебные споры, по его словам, встречаются довольно редко именно из-за сложностей в обосновании своей позиции как для истца, так и для ответчика.
С тем, что юридически обосновать подобные претензии практически невозможно, согласен и глава Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Поэтому такие иски — к блогерам или обычным интернет-пользователям — сейчас носят характер единичный. В случае с турбазой из Тюмени, по его словам, ситуацию вряд ли изменят и претензии к озвученному Юдиным количеству погибших.
— Человек в эмоциональном состоянии мог просто ошибиться. В любом случае, такие риски никто никогда не взыщет. Доказать факт умысла компании будет очень сложно. Поэтому, скорее всего, дело закончится ничем, либо молодому человеку придется выплатить минимальную сумму, — рассказывает он.
В то же время, отмечает эксперт, этот прецедент показывает, что отзывы в интернете сегодня являются одним из наиболее эффективных методов работы с недобросовестными отелями или туристическими базами. Например, с теми, которые могут вводить туристов в заблуждение противоречивыми сообщениями в рекламе или маркетинговых материалах — включая случаи, когда турбаза, не имеющая официального пляжа, позиционирует себя как пляжный клуб.
— Ирония заключается в том, что чаще всего с такими случаями (потребителям. — Ред.) тоже практически невозможно бороться юридическим путем. Если вы воспользовались услугами такой компании, самым эффективным будет как раз оставлять отзывы в интернете, в первую очередь на сайтах-агрегаторах, предупреждая других путешественников и требуя от систем бронирования исключить недобросовестный отель или турбазу, — поясняет собеседник издания.
Отзывы в интернете сегодня для индустрии гостеприимства действительно важны, поэтому объекты размещения обращают на них пристальное внимание, рассказала «Известиям» вице-президент Ассоциации рестораторов и отельеров Татьяна Гостенина.
Татьяна Гостенина
Отдыхающие, выбирая место, чаще обращают внимание как раз на негатив — чтобы не ошибиться с выбором. Поэтому, например, даже просто эмоциональный, резкий отзыв или, тем более, история, подобная той, что произошла в Тюмени, может повлиять на выручку объекта.
Поэтому особенно важна готовность сотрудников объекта адекватно реагировать на критику, говорит Татьяна Гостенина. Вне зависимости от обстоятельств — даже если речь идет просто об эмоциональном госте, претензии которого необоснованны, — «правильной» будет доброжелательная и конструктивная реакция, подразумевающая, что с человеком будут взаимодействовать вежливо, а любые предоставленные им сведения — тщательно проверят.
Пока, впрочем, наладить диалог молодому человеку, рассказавшему о смерти друга, и представителям турбазы не удалось. Представитель ООО «Никита» заявил журналистам, что ранее в компании обращались к Никите Юдину с предложением урегулировать вопрос в досудебном порядке, однако молодой человек утверждает, что подобных предложений он или его адвокаты до сих пор не получали.
— Мы открыты к диалогу, но пока таких запросов в нашу сторону не поступало, — сказал он журналистам.
Судебное рассмотрение по иску представителей турбазы назначено на 3 декабря. Информации о том, будут ли приняты дополнительные меры для того, чтобы предотвратить купание на пляже в районе территории турбазы, «Известиям» найти не удалось.