Союзнические отношения России и Армении не ставятся под сомнение. Об этом на совместной пресс-конференции по итогам переговоров заявили главы МИД двух стран Сергей Лавров и Зограб Мнацаканян. В ходе первого официального визита в Ереван после смены власти в Армении в мае 2018 года шеф российской дипломатии также встретился с премьер-министром Николом Пашиняном и президентом Арменом Саркисяном. Стороны обсудили ключевые моменты двусторонних отношений, карабахский конфликт и подготовку к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Первый официальный
В Ереване Сергея Лаврова, конечно, ждали особенно. Ведь после революционных событий в Армении в мае 2018 года, когда полностью поменялись местные политические элиты, глава МИД РФ с официальным визитом в республику не наведывался. Среди населения, а точнее, той его части, которая увлекается политическими трендами, даже поползли слухи, что Москва не очень настроена на контакты с новыми властями страны во главе с Николом Пашиняном.
При этом факт того, что армянский премьер и президент России Владимир Путин за 2019 год встречались уже четыре раза, не говоря уже о телефонных беседах, озадаченную общественность не успокаивал. Поэтому нынешний вояж Сергея Лаврова помимо стратегического имел большое символическое значение. Даже Зограб Мнацаканян перед стартом переговоров подчеркнул, что данный официальный визит российского министра — первый за время пребывания его на посту главы МИД Армении. Сергей Лавров, впрочем, назвал свой приезд в Ереван «очередным», видимо, намекая, что не надо искать в отношениях с Москвой подводных камней, а развитие союзничества двух народов нисколько не пострадало от перестановок в республике.
На встрече с Николом Пашиняном Сергей Лавров передал армянскому лидеру приветы от Владимира Путина и премьера РФ Дмитрия Медведева, отметив, что и президент, и глава правительства «очень хорошо отзываются о регулярных контактах».
— Перемены в вашей стране не помешали обеспечить преемственность в наших отношениях, наращивать стратегическое и союзническое партнерство во всех областях, — отметил шеф российской дипломатии.
Никол Пашинян заверил, что перемены, произошедшие после смены власти в Армении, придали новую динамику двусторонним отношениям. Он также пообещал приехать в Россию с официальным визитом в 2020 году и заявил, что ждет в Ереване Владимира Путина. Кроме того, глава армянского правительства посетит Москву 9 мая во время празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Как подчеркнул Сергей Лавров, особенно символично, что Никол Пашинян одним из первых однозначно и положительно ответил на приглашение на День Победы.
Первый зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий в беседе с «Известиями» подчеркнул, что говорить о каких-то серьезных проблемах между Россией и Арменией — грешить против истины. По его мнению, в пользу положительной динамики развития отношений говорит, во-первых, явная заинтересованность нынешних властей республики углублять кооперацию с Москвой. А во-вторых, опросы общественного мнения, которые демонстрируют, что подавляющее большинство армян связывают будущее своей страны с тесным сотрудничеством с Россией.
Как пояснил «Известиям» научный сотрудник Академии госуправления Армении Джонни Меликян, поездка Владимира Путина на ереванский саммит ЕАЭС в октябре, предстоящие взаимные визиты президента РФ и премьера Армении, а также нынешний приезд Сергея Лаврова оставляют желающим говорить о проблемах в отношениях Москвы и Еревана всё меньше поводов.
— Всё это важные сигналы того, что в армяно-российских отношениях не всё так плохо, как об этом пишут некоторые, в основном армянские, СМИ. Возможно, на самом начальном этапе и прослеживался некий холодок, но сейчас этого уже давно нет, а динамика сотрудничества налицо, — сказал армянский политолог.
Доброе соседство
Перед МИД Армении с самого утра было шумно. Министры еще не успели вернуться от Никола Пашиняна, чтобы провести полноценные переговоры и ответить на вопросы журналистов, а у входа в здание уже начали собираться группы протестующих. Завернувшись в армянские флаги, вооружившись барабанами и вувузелами, активисты распевали национальные песни и решительно и сурово поглядывали на столпившихся представителей СМИ. Впрочем, как выяснилось позже, никакого отношения к армяно-российскому диалогу митингующие не имели. Возмущение общественности вызвала затеянная правительством реформа образования, которая, по их мнению, угрожает будущему армянского языка.
Тем не менее свою лепту в атмосферу переговоров митингующие все-таки внесли. Каждый раз, когда дверь в министерство открывалась, весь первый этаж, на котором проходила пресс-конференция, оглашался пронзительными звуками протеста. Под приглушенное сопровождение вувузел и барабанов, и то благодаря плотно прикрытой двери в зал, министрам и пришлось отвечать на вопросы журналистов.
Традиционно для российско-армянских отношений стороны заверили собравшихся в нерушимости двустороннего сотрудничества и стратегического союзничества, пообещали работать над наращиванием товарооборота и развитием кооперации по всем направлениям.
Пожалуй, главным промежуточным итогом визита Сергея Лаврова стало заявление о скором подписании Москвой и Ереваном меморандума о допуске российских специалистов в биолаборатории, расположенные в Армении. В модернизированных на американские деньги центрах проводятся исследования различных вирусов и штаммов, что вызывает весьма серьезную обеспокоенность у России.
— В целом переговоры над текстом меморандума завершены, документ проходит межведомственное согласование. Рассчитываем, что в ближайшее время он будет подписан, это создаст дополнительную возможность для нашего взаимодействия в сфере биологической безопасности, — сказал Сергей Лавров.
Зограб Мнацаканян также подтвердил скорое подписание соглашения, добавив: речь идет о «взаимодействии союзников Армении и России в области биологической безопасности», что для Еревана имеет очень большое значение.
Армянских журналистов, как и получасом позже студентов, с которыми также встретился Сергей Лавров, весьма интересовала «проблема потепления российско-турецких отношений». Каждый раз главе МИД России приходилось объяснять, что хорошие и добрососедские связи Москвы и Анкары — это вовсе не проблема. Напротив, РФ выступает за стабильное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами, которые в силу исторических и географических причин оказались рядом друг с другом на политической карте мира. Другими словами, шеф российской дипломатии успокоил собравшихся, что партнерство с Турцией никак Армении не угрожает. Кроме того, в случае заинтересованности с обеих сторон Москва готова выступить помощником в нелегком деле налаживания отношений Еревана и Анкары.
Естественно, не обошлись переговоры и без обсуждения проблемы Нагорного Карабаха (НКР). По мнению Сергея Лаврова, карабахское урегулирование возможно только при учете баланса интересов. И лучше всего, как напомнил глава МИД России, об этом сказал премьер Армении Никол Пашинян, заявив, что договоренности по НКР должны учитывать интересы народов Армении, Карабаха и Азербайджана. Что же касается возвращения Нагорного Карабаха за стол переговоров в качестве полноценного участника, то подобное решение должны принимать сами стороны конфликта. Когда-то, отметил Сергей Лавров, на раннем этапе противостояния НКР была одним из участников переговоров, однако потом «один из президентов решил, что интересы Карабаха будет представлять Ереван».
— Мы как сопредседатели можем только добиваться, чтобы процесс шел в русле общего согласия. Без согласия народа, населения Нагорного Карабаха никакие договоренности оформить будет невозможно. Армения просто не подпишет, — подчеркнул российский министр.
Помимо бесед с руководством республики Сергей Лавров принял участие в открытии выставки в Национальной галерее Армении, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также возложил цветы к мемориальному комплексу в память о геноциде армян.
Из Еревана глава МИД РФ отправится в Париж, где 12 ноября выступит на Форуме мира. Второй год подряд он проходит во Франции по инициативе президента Пятой республики Эммануэля Макрона.