Глубоко слежу: «Каракуртов» превратят в охотников за субмаринами

Новые корабли защитят военно-морские базы и прибрежные воды от подлодок противника
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Стратегические «Бореи» получат противолодочных помощников. На базе малого ракетного корабля (МРК) «Каракурт» создадут охотника за субмаринами. Об этом «Известиям» рассказали источники в главкомате ВМФ. МРК надежно защитят российские берега от вражеских подводных лодок. Теперь стратегические ракетоносцы проекта «Борей» нельзя будет отследить вблизи баз. «Каракурты» будут провожать и встречать их в море. Именно в это время подлодки наиболее уязвимы. Появление новых кораблей, по мнению экспертов, гарантирует ответный удар по территории вероятного противника.

Ищут замену

В Минобороны уже принято принципиальное решение о разработке охотников на базе МРК проекта 22800 «Каракурт». В настоящее время, как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, уточняются тактико-технические данные, состав вооружения и оснащение кораблей.

Охотники смогут действовать в прибрежных морях — Балтийском, Японском, Черном, Баренцевом и Охотском, отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— Существующие противолодочные корабли строились еще для советского флота, — рассказал он «Известиям». — Пришло время задуматься, что придет им на замену. Корпус «Каракурта» как основа для будущего охотника — неплохой вариант. Они малозаметны для РЛС, так как сделаны с использованием стелс-технологий. Для них разработаны современные комплексы боевого управления, целеуказания и связи. Переделка вряд ли будет долгой. Скорее всего, вместо крылатых ракет «Калибр» установят гидроакустическое оборудование и противолодочное оружие — реактивные бомбометы для глубинных боеприпасов и комплексы «Пакет-НК», предназначенные для борьбы с подлодками и торпедами противника.

Морские охотники охраняют военно-морские базы и ближнюю зону от дизельных субмарин и диверсантов, сказал бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— В случае начала боевых действий они должны будут очистить эти воды от врага, — пояснил эксперт. — Также они прикрывают ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, выходящие на боевое дежурство. Охотники не дадут возможности перехватить наши подлодки рядом с базами, чем гарантируют ответный удар.

Немаловажно и то, что экипажи «Каракуртов» обеих модификаций — ракетной и противолодочной — можно будет учить по одной программе, конечно, за исключением специалистов по крылатым ракетам и по борьбе с подлодками. Это позволит флоту сэкономить время и деньги, считает Дмитрий Болтенков.

Корветы в помощь

В море «Каракуртам» предстоит тесно взаимодействовать с новейшими патрульными кораблями проекта 22160, которые помогут найти цели. Первые два корвета этой серии — «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачёв» — недавно вошли в состав бригады охраны водного района Черноморского флота. Тактико-технические характеристики делают их хорошими разведчиками.

Быстрые и компактные, длиной 94 м и водоизмещением 1800 т, они могут находиться вдали от берега до двух месяцев, что позволяет им встречать в море наши атомные субмарины.

Корветы, сделанные с применением стелс-технологий, трудно обнаружить. Их делают малозаметными угловатые контуры надстройки и защита верхней палубы специальным радиопрозрачным композитным материалом. Сами же «Быковы» видят далеко. На них базируются подводные и надводные беспилотники. Воздушные дроны позволяют вести скрытое наблюдение за акваторией в радиусе сотен километров, что серьезно расширяет возможности корабля. Кроме того, на борт они могут принять один вертолет массой до 12 т — в том числе и Ка-27ПЛ, специально разработанный для поиска субмарин.

Вместо «Альбатросов»

Новым «Каракуртам» предстоит заменить малые противолодочные корабли (МПК) проекта 1124 «Альбатрос», которые строились для ВМФ СССР еще в 1970–1980-х годах. Всего в разных модификациях их было выпущено порядка 90. Эти корабли и сейчас в строю. В состав Черноморского флота до сих пор входят шесть МПК проекта 1124М. Еще шесть числятся в рядах Северного флота, а восемь — Тихоокеанского. А Балфлот располагает кораблями проекта 133.1 — данная модификация «Альбатроса» строились еще в ГДР.

«Альбатросы», обладающие хорошей скоростью и мореходностью, всё еще прикрывают военные порты от субмарин противника, а также сопровождают и защищают подлодки и корабли российского ВМФ.

Сейчас ВМФ начинает их модернизацию. В ходе работ они получат обновленные цифровые гидроакустические комплексы и противолодочное оружие. Также на них заменят и силовые установки. Ожидается, что после модернизации корабли должны прослужить не один год. Тем не менее флоту нужны более современные аналоги.

Производство «Каракуртов» уже хорошо налажено российской промышленностью. В следующем году Балтфлот пополнит новейший МРК — «Одинцово». Он должен был войти в состав Северного флота, но недавно командование ВМФ пересмотрело свое решение. Это первый «Каракурт», вооруженный уникальным зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М». В результате корабль сможет не только постоять за себя, но и прикроет от авиации и ракетных ударов вероятного противника другие «Каракурты».

Таким образом, Балтфлот получит мощнейший ракетный кулак из трех МРК. При необходимости они смогут взять под контроль не только основную часть Балтийского моря, но и создать угрозу военной инфраструктуре НАТО в глубине Европы.