Вне зоны доступа: третий сектор не дошел до здравоохранения

Медицинские услуги населению оказывают только 9,4% от общего количество социально ориентированных НКО
Сергей Изотов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Только 123 социально ориентированных (СО) НКО получили доступ к оказанию услуг населению в сфере здравоохранения. Об этом говорится в специальном докладе Общественной палаты, подготовленном к форуму «Сообщество». Объем бюджетных средств на эти цели в 2018 году — 353 млн руб. Это на 45% меньше, чем годом ранее, и в 30 раз меньше, чем составили аналогичные расходы на финансирование услуг СО НКО в сфере соцзащиты и социального обслуживания. Такая ситуация, по мнению авторов доклада, обусловлена низкими тарифами на услуги, а также формальными барьерами для НКО и недоверием к некоммерческому сектору.

На волонтерских началах

Сложнее всего некоммерческому сектору приходится в сфере здравоохранения, считают авторы доклада. В прошлом году в этой области осуществляли деятельность более 13 тыс. СО НКО, что составляет 9,4% от общего количества таких организаций, сообщили «Известиям» в Минэкономразвития со ссылкой на данные Росстата. В Минюсте отметили, что по данным на 30 октября, статусом исполнителей общественных услуг обладают только 30 организаций, работающих в сфере здравоохранения (такими НКО считают организации, которые на протяжении одного и более года оказывают услуги надлежащего качества и не имеют задолженности по налогам и сборам. — «Известия»).

Чаще всего СО НКО привлекались к профилактике ВИЧ-инфекции и СПИД, а также других социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма и наркомании. Кроме того, некоммерческие организации активно занимались реабилитацией наркозависимых, оказанием паллиативной медпомощи и проведением мероприятий по развитию донорства крови.

В докладе ОП отмечается, что общий объем бюджетных средств, выделенных на сферу здравоохранения, составил 353 млн руб, что в 30 с лишним раз меньше, чем аналогичные расходы на финансирование услуг СО НКО в сфере соцзащиты и соцобслуживания.

Более того, несмотря на рост числа регионов, которые привлекли СО НКО к оказанию медуслуг населению, общий объем бюджетного финансирования в сфере здравоохранения в 2018 году снизился по сравнению с 2017 на 45%. В сфере общественного здравоохранения работают только 3% от общего числа СО НКО, которые в 2018 году получили доступ к бюджетным средствам.

Незначительным остается и участие СО НКО в реализации нацпроекта «Здравоохранение» — лишь в 11 регионах, в основном в отдельных мероприятиях и на волонтерских началах.

Услуги для «Демографии»

По мнению экспертов ОП, привлечению НКО в сферу здравоохранения препятствуют как низкие тарифы на услуги, так и недоверие со стороны властей и населения. В Минэкономразвития добавили, что доступу СО НКО на рынок услуг в сфере здравоохранения также мешают отсутствие оказываемых ими услуг в отраслевом перечне и сложный доступ к конкурсным процедурам в рамках госзаказа по сравнению с предприятиями малого бизнеса.

Некоммерческий сектор активнее развивается там, где «проседают» бюджетные организации, отметила в беседе с «Известиями» глава постоянной комиссии СПЧ по вопросам НКО Наталья Евдокимова. По ее словам, в первую очередь речь идет о сфере дополнительного образования.

— Медицинские услуги более сложны, ведь речь идет о жизни человека и его здоровье, и государство здесь менее охотно идет на передачу своих функций некоммерческим организациям, — пояснила эксперт.

С тем, что третьему сектору проще выйти на рынок услуг в сфере образования, культуры или развития массового спорта, согласен и председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

— Это сугубо специализированный раздел социальной сферы, где требуется допуск квалифицированного персонала, — отметил сенатор. — Я надеюсь на расширение участия НКО в сегменте общественно полезных услуг в рамках нацпроекта «Демография», где есть федеральный проект, связанный с системой долговременного ухода за тяжелобольными.

«В режиме подвига»

Общий уровень бюджетного финансирования НКО на предоставление услуг в социальной сфере в 2018 году составил 31,3 млрд рублей, что на 30% больше, чем в 2017 году. Наиболее развитой отраслью в части передачи государственных и муниципальных услуг некоммерческим организациям стало соцобслуживание. В 2018 году объем средств, переданных СО НКО, увеличился по сравнению с 2017-м на 93% — до 11,21 млрд руб.

По словам главы комиссии ОП по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елены Тополевой-Солдуновой, в России такие организации если и становятся поставщиками общественно полезных услуг, то это происходит «в режиме подвига», а не на системной основе.

— В официальной статистике присутствуют некоторые искажения, в связи с чем чиновникам ситуация представляется более радужной, чем она есть на самом деле, — отметила она в разговоре с «Известиями». — Во всех регионах уже есть организации, которые стали поставщиками общественно полезных услуг в сфере здравоохранения, образования, социальной политики. Но настоящих НКО, у которых всё получилось, мало. В регионах активно развивается практика «перекрашивания» бюджетных организаций в некоммерческие и негосударственные. Зачастую органы власти только такими «НКО» и отчитываются.

Для сравнения авторы доклада приводят данные по другим странам. Например, за рубежом в сферах здравоохранения, образования и науки доля госфинансирования в доходах НКО достигает в среднем 50%. В ряде государств этот показатель значительно выше среднего: в Германии он в сфере здравоохранения доходит до 94%, а во Франции, Австрии и Канаде до 75–80%.