Около 35% семей с детьми не пользуются положенными по закону льготами. Они просто о них не знают. Таковы результаты всероссийского опроса Общественной палаты РФ «Семейная политика: меры поддержки глазами семей», подготовленного к форуму «Сообщество», который состоится 31 октября. Самыми «неизвестными» льготами оказались налоговые послабления на транспорт и землю, путевки в оздоровительные лагеря, подарки для детей из многодетных семей и возможность бесплатно посещать музеи. Эксперты отмечают, что льготников всех категорий, не знающих о своих привилегиях, в стране еще больше — до 60%.
Без подарков и театров
Согласно мониторингу Общественной палаты России, проведенному с 13 августа по 14 октября 2019 года, более 35% семей с детьми не получают положенные им социальные меры поддержки, потому что просто о них не знают.
О положенных детям из многодетных семей подарках к праздникам не знают 72% респондентов, относящихся к этой категории населения. Осведомлённость проявили лишь 25% опрошенных. Остальные, как правило, не успевают собрать необходимые документы.
По закону раз в месяц многодетные семьи могут бесплатно посетить музей, парк культуры и отдыха или получить возмещение стоимости своего досуга. Кроме того, у них есть право на посещение бассейнов и спорткомплексов или раз в месяц получить выплату за поход в театр. Пользуются такой возможностью 35% многодетных семей. 65% о ней не слышали.
В Министерстве труда и социальной защиты «Известиям» сообщили, что получение льгот и выплат — услуга, которая предоставляется по заявлению получателя.
— Можно предположить, что часть граждан, имеющих права на социальную поддержку, не получает все положенные выплаты и льготы. Например, семья может получать две меры социальной поддержки и потенциально подходить под критерии еще трех, установленных на муниципальном уровне, но не написать заявления на их предоставление, — сообщили в пресс-службе Минтруда.
До сельской местности льготы вообще почти не доходят. Например, транспортное средство или деньги на его приобретение получил лишь 1% респондентов. Большинство о таком преимуществе даже не подозревают — 60%, а еще 14% сообщили, что в их регионе такая субсидия не предусмотрена.
Печально обстоят дела и с информацией о льготах при уплате налога на транспорт, землю и имущество. Больше половины опрошенных (58%) многодетных жителей села о ней не слышали, а 14% не могут ею воспользоваться в своем субъекте Федерации.
Закрывает топ-5 самых «неизвестных» мер господдержки в области семейной политики пособие для детей родителей-инвалидов. О нем не знают 53% таких семей. Из числа опрошенных такой возможностью пользуются лишь 18%.
Данные опроса могут говорить о неэффективности процессов, которые обеспечивают выплаты и льготы, отметила в разговоре с «Известиями» директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова.
— Например, все семьи с детьми-инвалидами есть в реестре инвалидов. Мы потратили много средств на то, чтобы создать этот реестр на основе Пенсионного фонда, — сказала она. — И если через эту систему не проинформировали людей, что они имеют право на пособие, зачем тогда мы тратим такие деньги на создание цифровых платформ? Тогда, возможно, их лучше распределить на пособия.
Льгота по галочке
Данные, полученные Общественной палатой, могут быть даже преуменьшены, сказала в разговоре с «Известиями» директор научно-образовательного центра социального развития РАНХиГС Любовь Храпылина. По ее оценке, порядка 60% жителей России, имеющих право на те или иные льготы, не знают о них. Реального просвещения в этой области нет, сведения доводятся до льготников отрывочно.
— Системное информирование со стороны органов социальной защиты или служб, ответственных за активное распространение данной информации, у нас не складывается давно, — подчеркнула она. — К людям никто не приходит с такими сведениями, и, конечно, в итоге многие не знают, на что у них есть права.
В Министерстве труда «Известиям» сообщили, что до льготников информация доводится через официальные сайты, соцсети, информационные стенды, буклеты и СМИ.
Когда появились многофункциональные центры (МФЦ), была надежда на изменение ситуации, но ожидания не оправдались, заявила Любовь Храпылина.
— Большинство сотрудников МФЦ на деле не очень подготовлены к тому, чтобы консультировать людей. Они плохо знают, кому и что положено, документы собираются долго, зачастую возвращаются из-за неправильного оформления, — сказала она.
Положительную роль в решении возникшего вопроса могут сыграть анонсированные в июле 2019 года на портале госуслуг суперсервисы, считает первый зампредседателя комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты Юлия Зимова.
— Все сервисы и услуги должны быть проактивны, чтобы человек сразу видел, какие льготы ему положены, и мог сразу их выбрать, просто ставя в списке галочки, а не собирая огромный пакет документов на каждую отдельную льготу, — отметила она.
Конечно, этот способ не позволит довести информацию до всех — некоторые люди не пользуются компьютером или порталом госуслуг, добавила Юлия Зимова. Однако это будет первый шаг на пути к тому, чтобы население стало узнавать о своих правах.