ИИзменение сознания: какими должны быть профессионалы будущего

Как развитие технологий повлияет на кадровую политику и к чему еще готовиться в ближайшие 15 лет
Галина Волынец
Фото: ТАСС/Дмитрий Феоктистов

В ближайшие 15 лет финансовая сфера в России и мире значительно изменится — в первую очередь из-за внедрения искусственного интеллекта. От работников будут требовать меньше технических навыков и больше социальных и эмоциональных. Так считают участники пленарной дискуссии форума инновационных финансовых технологий Finopolis, который прошел в Сочи в середине октября. Но как подготавливать таких специалистов? И к каким еще изменениям нужно готовиться? Об этом — в материале «Известий».

ИИ и регулирование

Финтех, в том числе российский сегмент, движется в сторону максимальной цифровизации и автоматизации бизнес-процессов. Это удобно и клиентам, и компаниям. Первые получают услуги высокого качества с наименьшими затратами по времени, вторые экономят человеческие ресурсы и повышают безопасность и доверие потребителей. К примеру, участники пленарной дискуссии на Finopolis высказали предположение, что в будущем банки перестанут нуждаться в отделениях — большинство действий и операций можно будет совершать в интернете.

Активное внедрение ИИ неизбежно приведет к изменению кадровой политики в финтехе. Эксперты уверены: главными навыками специалистов станут креативность, эмоциональный интеллект и умение общаться. Людям придется перестраивать свое понимание профессиональных компетенций.

По словам руководителя фонда «Талант и успех» Елены Шмелевой, через 15 лет технологии позволят значительно сберегать время, но они смогут справиться далеко не со всеми задачами.

— Я считаю, что идея и ответственность за ее внедрение станут главным фактором, который позволит усилить всё то, что мы получаем, экономя время. В этом плане повысится роль творчества, потому что вся рутина, мы надеемся, уже будет автоматизирована к этому времени. Понадобятся новые идеи. Они не возникнут из развития искусственного интеллекта, а будут все-таки формироваться за счет контакта человека с идеей, с природой, с социумом, с культурой, с окружающим миром в целом, — подчеркнула она.

С ней солидарен основатель банка «Тинькофф» Олег Тиньков.

— Эмоциональный и социальный интеллект — это намного важнее, потому что невозможно оцифровать, заменить креатив, креативное мышление. И, если вы хотите, это по-русски называется — переводчикам сейчас будет плохо, — «чуйка». Как это можно оцифровать? — сказал он на дискуссии.

Использование искусственного интеллекта в финтехе рождает еще одну трудность — как его регулировать? С одной стороны, есть требования законодательства, борьба с отмыванием денег и мошенничеством, с другой — клиент хочет быстрее, дешевле, качественнее и безопаснее. Нередко банки не могут полностью удовлетворить потребности людей из-за регуляторных ограничений, а регулятор в то же время не может их отменить.

Председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина согласилась, что контроль со стороны государства должен быть максимально гибким и удобным для банков и клиентов, но это сложно.

— Давайте работать вместе, — обратилась она на пленарной дискуссии к представителям банковского сектора. — Другого способа я пока не вижу, потому что требования останутся. Мы стараемся сделать их более прозрачными, риск-ориентированными, вместе с Росмониторингом, нашим специализированным агентством. Но эти требования останутся, и финансовая система должна будет вместе с ними научиться работать. Давайте вместе подумаем, как это сделать наиболее удобным для вас способом.

Набиуллина добавила, что регулятору тоже необходимо трансформироваться.

— Нам нужно будет перестраиваться, потому что мы привыкли регулировать по институтам. Вот есть банк, мы знаем, как его регулировать. Есть страховая компания: мы понимаем приблизительно ее риски, регулируем. А ландшафт финансового сектора изменится, и нам надо будет меняться. Важно, чтобы регуляторы финансового рынка были гибкими и открытыми к инновациям, — подчеркнула глава Банка России.

ИИ и кадры

Внедрение ИИ даст компаниям важное конкурентное преимущество. В конце концов в гонке будут побеждать те, кто сможет максимально автоматизировать бизнес-процессы, сделать их эффективными, а анализ данных — быстрым.

Стратегии у всех разные. Кто-то в первую очередь делает акцент на клиентоориентированность, другие усиливают кибербезопасность, третьи используют ИИ при продажах. Например, банк ВТБ запустил кросс-канальную систему противодействия мошенничеству на базе методов машинного обучения. Росбанк с помощью технологий выбирает подходящие места для отделений, а Бинбанк смог снизить стоимость привлечения клиентов с помощью ИИ в маркетинге.

Над автоматизацией бизнес-процессов последовательно работает банк «Тинькофф». К примеру, если раньше каждый заполненный клиентом документ проверял человек, то теперь 60% таких бумаг обрабатывает ИИ. Стоимость этих действий в компании за последний год снизилась в два раза. Технологии помогают и при верификации. Например, до внедрения технологии распознавания речи Tinkoff VoiceKit приходилось уточнять личность человека по паспортным данным, специальным вопросам и ключевым словам, теперь программа узнает клиента по лицу и голосу.

— Там, где возможно применить ИИ, мы точно будем его применять: это делает продукт не только дешевле, но и качественнее для наших клиентов. В сотрудниках мы будем развивать человеческие качества — креатив, целеполагание, эмпатию. Это тоже важно, чтобы делать востребованный, качественный продукт, — отметил вице-президент «Тинькофф» Константин Маркелов.

Но для развития ИИ важно привлекать IT-кадры. Сейчас российские вузы не в состоянии выпускать столько специалистов, сколько нужно компаниям. К тому же бизнес не может полагаться на классическое образование: программы университетов и институтов быстро устаревают и не успевают за развитием технологий.

Предпринимателям остается самим выращивать кадры. По такому пути пошел «Тинькофф»: компания создала специальные образовательные IT-программы для школьников и студентов сразу по нескольким направлениям. Это курсы для студентов «Финтех-школа», для школьников — Tinkoff Generation, академические программы с вузами, проект Tinkoff Internship, а также мероприятия: хакатоны, олимпиады, встречи с выпускниками и так далее. Участники программ получают возможность показать свои способности, а сотрудники банка — увидеть их. После обучения и практики студенты, к примеру, могут получить работу в «Тинькофф» и решать задачи, которые стоят перед бизнесом здесь и сейчас.