Колыбель поджигателя: девятилетний ребенок сжег пять человек в США

Как наказывают самых юных осужденных за особо тяжкие преступления
Анастасия Чеповская
Фото: Global Look Press/Ken Steinhardt

В американском штате Иллинойс девятилетний мальчик предстанет перед судом за убийство пяти человек. Мальчик поджог каркасный дом, в котором находилась семья с тремя детьми. Максимальное наказание, которое грозит малолетнему поджигателю, — пять лет испытательного срока. Но даже это — самое строгое наказание, которое выносилось малолетним убийцам за последние годы в США. Какие меры наказания применяются к самым юным осужденным за тяжкие преступления — в материале «Известий».

Огонь в Гудфилде

Пожар в городе Гудфилд в 150 км от Чикаго произошел в апреле, но известно об этом стало только в начале октября. К моменту прибытия пожарных небольшой дом был полностью охвачен пламенем. В живых остались только двое: 27-летняя Катрина Алвуд и один из ее детей. Ее жених, бабушка, маленькая племянница и двое малышей в возрасте один и два года погибли.

На своей странице в Facebook выжившая женщина призвала людей прекратить писать гневные комментарии в адрес поджигателя, объяснив это тем, что он всего лишь ребенок. После этого поста она выложила десяток смешных картинок, за что была подвергнута критике со стороны других пользователей соцсети.

«Хорошо, что все знают, как нужно правильно горевать. Я использую юмор, чтобы удержать себя от самоубийства, потому что в ночь пожара я потеряла весь смысл жизни, но продолжайте и говорите, что хотите, потому что только Бог и я знаем правду, и это всё, что имеет значение», — написала Алвуд. В интевью CBS женщина рассказала, что мальчик, спаливший дом, ее старший сын. Недавно у него были диагностированы шизофрения и биполярное расстройство. Алвуд спасло лишь то, что в момент поджога она вышла из дома к сестре. В отличие от матери мальчика, его тетя, потерявшая при пожаре маленькую дочь, требует жесткого наказания для поджигателя.

Фото: pantagraph.com

Адвокат из Чикаго Гус Костопулос назвал обвинения в отношении девятилетнего крайне редким решением.

«Я не припомню ни одного случая, когда ребенка в таком юном возрасте обвиняли в убийстве за последние 20 лет, — сказал Костопулос, — Девятилетние дети не знают, что Санта-Клауса не существует. Они не знают, что люди умирают и не возвращаются к жизни». Он усомнился в том, что в таком возрасте человек может спланировать убийство других людей. Возбудить дело в отношении мальчика решили, после того как выяснилось, что это его третья попытка поджога.

Разные взгляды на ответственность

Минимальный возраст наступления уголовной ответственности в США — 14 лет. По мнению эксперта, с большой долей вероятности ребенок будет направлен на терапию. Мальчика не будут помешать под арест, ему предоставят адвоката, и он должен будет выступить в суде.

Впрочем, случай в Иллинойсе нельзя назвать беспрецедентным, несмотря на то что дети в возрасте до 10 лет совершают подобные преступления крайне редко. В марте 9-летнего мальчика судили за убийство собственной матери в Мичигане. Судья постановил, что по закону штата суд не может назначить ему наказание, потому что обвиняемому еще нет и 10 лет.

Соседи, услышавшие выстрелы, заявили, что поняли, что он совершил убийство, еще до момента, когда вышли из дома. По словам Джозефа Ланкастера, соседский сын уже направлял пистолет на его детей и стрелял в их сторону. Ребенок всегда играл во дворе один и не контактировал с другими детьми.

Фото: pantagraph.com

В Бразилии попасть в тюрьму за совершение тяжкого преступления можно еще до наступления 14-летнего возраста. В начале октября 12-летнего мальчика задержали по подозрению в убийстве 9-летней девочки с аутизмом. Ему грозит срок в колонии для малолетних преступников, в случае если будет доказана вменяемость. По версии следствия, он привязал девочку к дереву, избил палкой и задушил. По словам очевидцев, обнаруживших тело девочки, ее было трудно опознать из-за ран на лице. Предположительно, имелись признаки сексуального насилия.

Ребенка отвели в полицию родители, после того как он признался им в совершении убийства. Мальчик давно был знаком со своей жертвой: девочка жила по соседству, они вместе ходили в школу и дружили. Во время первого допроса мальчик отвечал односложно, но после предоставления ему адвоката изменил показания и рассказал, что некий мужчина угрожал ему ножом и заставил его помочь убить девочку.

Дорога в криминал

В России для малолетних убийц, не достигших возраста уголовной ответственности, существует только один метод наказания — исправительное учреждение закрытого типа. Но туда могут попасть только дети старше 11 лет, совершившие преступления или общественно опасные деяния, рассказала в беседе с «Известиями» психотерапевт, глава благотворительного фонда «Шанс» Гелена Иванова.

«В моей практике был мальчик 12 лет, который на квадроцикле наехал на даче на другого мальчика 14 лет и тот погиб. Отец погибшего мальчика требовал казни для этого ребенка, но это было убийство по неосторожности. И был случай, когда мальчик 13 лет нанес мужчине 106 ударов ножом, — у него психопатия. Я писала рекомендацию о закрытой школе. Но в первом случае я не видела такой необходимости, и отец погибшего мальчика обжаловал это решение множество раз», — рассказала Иванова.

В спецшколу несовершеннолетний может попасть только на основании решения суда. До 11 лет наказать ребенка нельзя даже за особо тяжкое преступление. Зато после 14 лет малолетние убийцы получают реальные сроки.

«Второй мальчик пожизненно останется в группе психопатов и совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Психически здоровые дети совершают убийства по неосторожности чаще всего. Все остальные имеют проблемы с психическим здоровьем. Обычно школа или КДН просят суд поместить ребенка в закрытое воспитательное учреждение. Помещение в закрытое воспитательное учреждение не является уголовным наказанием или сроком, а является только воспитательной мерой», — резюмировала психотерапевт.

Дебют противоправного поведения, как правило, приходится на возраст 12–13 лет, поясняют в своей работе группа исследователей факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета и лаборатории психологии детского и подросткового возраста Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского.

Несовершеннолетние воспитанники воспитательной колонии, Россия
Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк

Проанализировав личные дела 200 детей, находившихся на воспитании в закрытых интернатах, ученые пришли к выводу о том, что у большинства из них отрицательный прогноз, а значит, высокие шансы оказаться уже во взрослой колонии.

«В выборку вошли несовершеннолетние из 42 регионов, направленные в 19 СУВУ в возрасте от 11–12 до 17 лет. В основном ими совершались систематические противоправные действия небольшой и средней тяжести, в том числе кражи, вымогательство, нанесение легких и средней тяжести телесных повреждений, угон транспортных средств, причинение ущерба имуществу, вандализм, распространение наркотиков», — говорится в исследовании.

Практически у всех из них есть справки о физическом здоровье, которые содержат предельно скудную информацию о заболеваниях ребенка. Но у трети подростков встречаются описания, указывающие на возможную умственную патологию и неадекватное поведение.

Более 80% воспитанников закрытых интернатов не выполняет домашние задания и не мотивированы учиться. Также ученые выделили у детей ряд характеристик девиантного поведения: 100% – курение, 47% — алкоголизация, 11% — наркомания.

В детском возрасте дети с девиантным поведением склонны к насилию по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокому обращению с животными, воровству, мелкому хулиганству, разрушению имущества, поджогам, побегам из дома, бродяжничеству, школьным прогулам, агрессивному поведению, злословию, лжи, воровству, вымогательству (попрошайничеству). В более старшем возрасте к этому добавляются физическое насилие, торговля наркотиками, уходы из дома, агрессивное поведение и беспорядочные половые связи. В пубертатный период проявление девиантного поведения увеличиваются, а после 18 лет, наоборот, снижаются.