Стоп, кран: россиян предупредили о перебоях с поставками импортной воды

Бизнес опасается последствий запуска системы маркировки
Евгения Перцева, Роза Алмакунова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Бизнес предупредил о риске перебоев с поставками импортной бутилированной воды. Они могут начаться после внедрения маркировки этой продукции, сказано в письме «Опоры России» министру промышленности и торговли Денису Мантурову (документ есть у «Известий»). Проблемы с поставками из-за появления системы могут возникнуть и у отечественных производителей, отмечают представители бизнеса. Они также заявили о возможном повышении цен на воду. Однако, по мнению чиновников, эти опасения беспочвенны. Решение о начале эксперимента по маркировке питьевой и минеральной воды планируется принять в декабре, сообщили «Известиям» в Минпромторге.

Эксперимент без даты

Минпромторг разработал проект постановления правительства, предполагающий проведение в России эксперимента по маркировке минеральной и питьевой воды. Согласование документа в правительстве началось в конце августа. Добровольная маркировка должна была стартовать 1 октября, но позже ведомство отказалось от этих планов. Новая дата запуска эксперимента пока не названа. После его проведения ведомство примет решение о необходимости введения обязательной маркировки бутилированной воды.

Против появления новой системы контроля выступила «Опора России». Президент организации Александр Калинин 2 октября направил письмо на имя министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. «Известия» ознакомились с документом. В нем сказано, что контролировать наличие маркировки на импортной продукции будут таможенные органы. Это значит, что ставить на бутылках цифровые коды нужно до их ввоза на таможенную территорию РФ. Технология предполагает, что каждый такой код генерируется в онлайн-режиме, после чего переносится на стикер, который уже помещают на бутылку.

Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

В «Опоре России» полагают, что иностранные производители, вероятнее всего, откажутся внедрять российские технологии на своих предприятиях. Из-за этого импортеры будут вынуждены оклеивать каждую единицу продукции стикерами с цифровыми кодами в «ручном режиме». То есть непосредственно перед ввозом в РФ. Именно такую технологию уже используют при импорте алкогольной продукции в страну, когда бутылки оклеивают акцизными марками. Для импортеров воды подобное мероприятие — слишком сложный и затратный процесс, отмечено в письме организации.

В «Опоре России» уверены, что и российским производителям воды будет не легче. Ее изготовление — высокотехнологичный процесс, который полностью роботизирован. Затраты производителей на дополнительное оборудование для печати кодов на этикетах могут составить до нескольких десятков миллионов рублей, оценивают в «Опоре России».

Введение маркировки может привести к исчезновению с российского рынка части импортных товарных позиций, а также к существенному увеличению розничной цены на воду, сказано в письме бизнеса в Минпромторг. Все расходы на внедрение маркировки минеральной и питьевой воды в итоге будут переложены на потребителей, полагают в «Опоре России».

Фото: ТАСС/Петр Головкин

В организации добавили, что Минпромторг в проекте постановления не привел данных о наличии и количестве контрафактного или нелегального товара на российском рынке.

Дополнительных комментариев в «Опоре России» «Известиям» не предоставили.

Цена за качество

Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков рассказал «Известиям», что доля иностранных вод на российском рынке составляет не более 1,5%. Основные бренды, по его словам, — Borjomi, Evian, Perrier.

Максим Новиков уверен, что введение маркировки приведет к росту цен на продукцию (себестоимость увеличится на 5-6 рублей на 1 литр), а также спровоцирует перебои с поставками импортной воды на рынке. По его мнению, у российских производителей также могут возникнуть проблемы при внедрении новой системы, которые приведут к перебоям с поставками в магазины.

Основные иностранные производители бутилированной воды, работающие в РФ, и их официальные импортеры на момент публикации не ответили на запросы «Известий».

Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сказал «Известиям», что, по планам, дата старта эксперимента по маркировке минеральной и питьевой воды будет определена уже в декабре. Он отметил, что до обязательного внедрения системы будет проведен добровольный эксперимент. В его рамках производители смогут протестировать все возможности маркировки, настроить технические и бизнес-процессы. Для минеральной воды планируется применять цифровой код Data Matrix, среди основных плюсов такого решения — отсутствие необходимости переоборудования линий для печати и распознавания кода для большинства участников.

Сейчас эксперты и представители бизнеса обращают внимание на проблему с незаконным оборотом минеральной и питьевой воды, бороться с которой и призвана маркировка, пояснили в ведомстве, однако затруднились оценить долю нелегальной продукции на рынке. Оснований для роста цен в связи с внедрением системы для конечного потребителя нет, уверены в Минпромторге.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Ранее глава Ростеха Сергей Чемезов на встрече с президентом Владимиром Путиным заявлял, что питьевая вода в нашей стране подделывается чаще всего. Доля фальсификата на российском рынке варьируется от 25% до 30%, а в некоторых регионах достигает 80%.

В пресс-службе Роскачества «Известиям» напомнили, что в июле 2017 года организация проводила проверку самых популярных брендов питьевой воды. В 12 из 58 образцов были зафиксированы нарушения, в том числе в трех случаях вода была признана небезопасной, а в девяти — свойства продукции не соответствовали заявленному на этикетке.

В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), который отвечает за эксперимент по маркировке, «Известиям» сказали, что готовы начать пилотный проект с минеральной водой, как только государство примет такое решение.

— Мы активно тестируем технологии маркировки бутилированной воды в нескольких компаниях, изучаем производственные особенности, — пояснил «Известиям» замгендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов. — В первую очередь, маркировка нужна для защиты потребителей от контрафактной и фальсифицированной продукции, а легальных производителей или импортеров — от репутационных издержек.

Уже действует маркировка сигарет и шуб, ее запуск не привел к перебоям поставок, проблемам импортеров или росту цен для потребителей, подчеркнул Реваз Юсупов.