Джунгли в голове: мать девочки-маугли избежала наказания за покушение на убийство

Ирину Гаращенко признали невменяемой, но отправить ее на лечение пока невозможно
Галина Волынец
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

Маму девочки, обнаруженной в захламленной квартире на Ленинградском шоссе в Москве, отправят на принудительное лечение. Это произойдет сразу после того, как женщине восстановят документы. В настоящее время она находится в СИЗО. Ее задержали сразу после того, как она вернулась в квартиру, где оставила дочь. Эксперты не сомневаются в том, что диагноз Гаращенко поддается лечению, а значит, в будущем она сможет вернуть родительские права. Как матери ребенка-маугли удалось избежать уголовной ответственности за покушение на убийство — в материале «Известий»

Адекватная с виду

Специалисты, работавшие с Гаращенко, отмечают, что женщина ведет себя спокойно и выглядит внешне адекватной. С первых дней своего задержания она начала интересоваться состоянием дочери.

«Решение суда, которым Гаращенко признана невменяемой и направлена на принудительное медицинское лечение в психиатрическую больницу закрытого типа, вступило в силу еще в начале сентября. Но всё это время женщина продолжает находиться в СИЗО, так как из-за отсутствия паспорта ее не принимают в больнице», — заявил ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии Москвы Иван Мельников. Гаращенко содержат в психиатрическом отделении при СИЗО.

По его словам, диагноз женщины не пожизненный, а значит, после лечения она сможет попробовать восстановить родительские права. Паспорт Гаращенко остался в захламленной квартире, а следователю не удалось его найти в горах мусора, пояснил Мельников. В условиях СИЗО организовать полноценное лечение невозможно, добавил ответственный секретарь ОНК Москвы.

Избрание меры пресечения в Савеловском суде подозреваемой по делу о покушении на убийство Ирине Гаращенко
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

Ирину Гаращенко признали невменяемой еще в мае. Но решение о переводе ее в лечебное учреждение откладывалось из-за отсутствия у нее документов.

В зале суда, где решался вопрос лишения родительских прав, женщина настаивала на том, чтобы ее дочь оградили от внимания СМИ, которые воздействуют на психику ребенка.

«Я хочу, чтобы пресса не вешала на меня ярлыки. Прежде чем выдавать информацию, убедитесь в ее достоверности. Я прошу, чтобы в дальнейшем не было никакого воздействия со стороны на психику моей дочери», — заявила мать девочки-маугли.

По словам судьи, у Гаращенко диагностирована остаточная шизофрения. Согласно заключению врачей, женщина представляет опасность для себя и окружающих. По решению суда с матери взыскали алименты на воспитание ребенка в размере одной четвертой от всех ежемесячных доходов.

Долгое восстановление

Изначально женщина отрицала свою вину и называла произошедшее провокацией. СМИ выяснили, что Гаращенко не жила в квартире, в которой оставила пятилетнюю дочь, а лишь изредка ее навещала. Квартиру-помойку вскрыли после звонка соседей, которые часто слышали детский плач. А нерадивую мать караулили соседи, которые помешали ей сбежать. Соседи рассказывали, что до двухлетнего возраста мама часто гуляла с девочкой, а затем ребенок пропал из виду. Всё это время малышку не выводили из дома, она не посещала врачей, а семьей не интересовались органы опеки.

Девочка ползала по горам мусора и грязи, практически без одежды, а в ее волосы вросла резинка. От пережитого стресса девочка перестала говорить. Вернуть ей эту способность удалось лишь спустя несколько недель стараниями врачей. Ребенка доставили в больницу в состоянии сильного истощения и обезвоживания, завернутой в принесенное соседями одеяло. Врачи диагностировали у нее педикулез, гнойный отит и анорексию.

Пятилетняя девочка-маугли
Фото: youtube.com

Особую роль в судьбе девочки сыграла уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова. Омбудсмен проводила много времени вместе с ребенком в больнице, куда ее направили после освобождения из зловонной квартиры. Кузнецова не исключает, что мать сможет восстановить родительские права: это будет зависеть от заключения врачей. Пока мать будет находиться на принудительном лечении девочке будут искать новую семью.

Родственники, которые изначально изъявили желание забрать ребенка себе, перестали выходить на связь и проявлять инициативу по усыновлению девочки. В марте малышку перевели в реабилитационный центр, однако там ее состояние ухудшилось, и ее вновь отправили в больницу. В больнице врачи отмечали положительную динамику у ребенка. Изначально она боялась воды и категорически отказывалась мыться, но спустя время начала произносить отдельные слова и улыбаться.

«Она фрукты нюхала, лизала, в первый раз увидела фломастер. Отказывалась ложиться на кровать — до этого хотела спать на стуле. Мыли ее — был крик, визг, она не давалась», — рассказывала о своих впечатлениях от общения с ребенком Анна Кузнецова.

С момента своего задержания Гаращенко делала неоднократные попытки связаться с дочерью. В конце мая она обратилась к членам ОНК с просьбой предоставить ей свидание с дочерью, чтобы поздравить ее с днем рождения. Помимо этого, женщина жаловалась на нашествие тараканов в тюремной камере и перебои в работе телевизора.