В конце сентября Омский нефтеперерабатывающий завод «Газпром нефти» получил новое крупногабаритное отечественное оборудование. Его установят в строящемся комплексе по гидроочистке дизельного топлива. Высокотехнологичное оборудование позволит в два раза повысить производство зимнего дизельного топлива. Но гораздо важнее этих 700-тонных аппаратов то, что будет внутри них: катализаторы. Ведь именно они избавляют бензин и дизельное топливо от серы и соединений азота до стандартов Евро-5 и выше. Благодаря этим процессам выхлопные газы машин меньше вредят окружающей среде. Сегодня эти и другие катализаторы для ключевых процессов нефтепереработки завозят из-за рубежа. Каковы перспективы отечественного производства катализаторов — в материале «Известий».
Свой продукт
Российские нефтеперерабатывающие заводы сейчас используют в основном зарубежные катализаторы, а последнее отечественное катализаторное производство появилось более полувека назад. Это привело к отставанию от Запада и, в конечном итоге, зависимости от импорта. До недавнего времени более 60% катализаторов каталитического крекинга и более 90% катализаторов гидроочистки поставлялись в Россию из Европы и США. Если говорить о процессах глубокой переработки, то здесь и вовсе стопроцентная зависимость.
Но ситуация начала меняться. Первой компанией, которая запустила производство современного высокотехнологичного продукта, стала «Газпром нефть». Именно она сегодня уверено теснит западных производителей одного из самых востребованных катализаторов — каталитического крекинга, без которого невозможен выпуск качественного бензина. 3 тыс. т катализаторов в год сегодня хватает для покрытия потребностей собственных нефтеперерабатывающих заводов компании.
Освоив это производство, в 2016 году «Газпром нефть» первой в стране разработала и успешно испытала катализаторы гидроочистки дизельного топлива. По словам Олега Климова, заведующего лабораторией катализаторов нефтепереработки Института катализа имени Борескова, руководившего разработкой и испытанием, создание собственных катализаторов — крайняя необходимость.
«Любые санкции — и мы сразу будем вынуждены глотать вредные выхлопы. Это совершенно неправильно. Без катализаторов нереально получать топливо по современным стандартам. К тому же это достаточно большой рынок, а свое производство позволяет создать много рабочих мест. В настоящее время достаточно серьезные ресурсы подключены к производству отечественной продукции. Современные технологии позволяют говорить, что она будет ничем не хуже импортной», — подчеркнул он.
Чтобы избавить отрасль от зависимости в зарубежной продукции, «Газпром нефть» построит в Омске новый катализаторный завод. Будущее предприятие не только обеспечит производство «топливных» катализаторов каталитического крекинга и гидроочистки, но и впервые в России сможет производить катализатор для процессов глубокой переработки.
Не только импортозамещение
Мощность будущего комплекса составит 21 тыс. т. Это позволит другим российским нефтегазовым компаниям сократить импорт катализаторов примерно до 0–15%, тогда как сейчас он составляет 70–100%. Но новый завод «Газпром нефти» способен не только серьезно изменить российский рынок катализаторов.
Заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что в данном случае речь идет больше чем об импортозамещении.
«Мы может говорить, что фактически производство переходит на новый этап — этап опережающего развития, когда мы не просто совершенствуем технологии и не просто замещаем зарубежные продукты, но и создаем новые под специфические для нашей страны условия, с которыми не сталкиваются нефтяники других стран. Например, не каждому государству нужно арктическое дизельное топливо. К тому же большие объемы производства позволят в перспективе самим поставлять катализаторы за рубеж», — сказал эксперт.
Проект «Газпром нефти» получил статус национального и поддержан правительством. Компания активно сотрудничает с ведущими российскими научно-исследовательскими институтами. Один из партнеров — Институт катализа имени Борескова. Разработки компании защищены 48 российскими и международными патентами.
По словам Александра Фролова, возможность взаимодействовать с учеными — большое преимущество отечественных катализаторов перед импортными. «Таким образом можно оптимизировать, совершенствовать и улучшать свой продукт в кратчайшие сроки. Вся необходимая документация, все данные под рукой. К тому же конкретные производственные задачи для действующих предприятий, способных обеспечить финансирование исследований — это фантастический стимул для укрепления и развития научных школ внутри страны», — пояснил представитель Института национальной энергетики.
Эксперты единодушны: предпосылок к снижению спроса на катализаторы, без которых современная нефтяная промышленность просто немыслима, нет и не прогнозируется. Но сегодня новые технологии, современное оборудование, надежная научная база формируют в Омске по-настоящему прорывной проект, который гарантирует, что теперь Россия, несмотря ни на что, всегда будет способна обеспечить себя качественным бензином и дизелем.