Танцуют все: чем удивляют сельские клубы

Перейти хотя бы на частичную самоокупаемость учреждениям культуры мешает нехватка финансов и креатива
Дмитрий Костерин
Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

Дома культуры и клубы на селе остаются едва ли не единственным местом, где приличному человеку можно провести свободное время и развлечься. Как правило, именно с этими очагами культуры связаны наиболее значимые события в жизни небольших населенных пунктов. Не упускают возможности заявить об этом и региональные власти — только в Костромской области в 2019 году ремонтируют около 200 учреждений подобного типа. Чем могут удивить односельчан работники культуры в век информационных технологий — в материале «Известий».

Потухший очаг

Дома культуры начали появляться в советских селах после революции, но наиболее масштабно — в 1950-е. Помещения, которые отдавали под клубы, старались сделать универсальными, чтобы там можно было проводить мероприятия самого разного типа — от танцев до партсобраний. Жизнь в этих очагах культуры кардинально не менялась вплоть до распада Советского Союза. Только с наступлением девяностых они опустели. Ценности у граждан сменились, а большинство учреждений так и осталось на советско-номенклатурной волне. Инновации до клубов доходили со скрипом, да и больших денег в эту сферу не вкладывали. Некоторые дома культуры на протяжении многих лет существовали фактически для статистики.

Фото: ТАСС/Лев Федосеев

Лишь в редких случаях руководство, заинтересованное в развитии культуры и консолидации местного общества, поддерживало клубы в хорошем состоянии, всерьез работало над творческой программой. Тем более что собрать зрителей на концерт в деревне — дело нехитрое. Здесь не нужна дорогостоящая реклама, а только яркая афиша на фасаде здания и старое-доброе сарафанное радио.

Музыка народная, слова тоже народные

Сегодня только в Костромской области открыто 384 учреждения культуры. Это городские центры досуга, дома культуры и обычные сельские клубы, разбросанные по небольшим деревням и поселкам. Ремонт во многих из них не проводился десятилетиями, однако в последние годы всё изменилось благодаря федеральным и областным программам. Только в нынешнем году отремонтировано 195 учреждений, а несколько зданий было обновлено капитально. Параллельно с этим закупаются новые кресла, музыкальное оборудование, компьютеры и сценические костюмы.

Но задача теперь состоит не только в том, чтобы отремонтировать дома культуры, но и вдохнуть в них новую жизнь. Сейчас там преобладают традиционные для советского времени формы досуга: концерты хоров и коллективов народных танцев, детские кружки и мероприятия типа «Папа, мама, я — спортивная семья». Потихоньку к этому списку добавляются развлекательные квесты, кинопоказы и даже фестивали красок. В некоторых клубах открыты комнаты с Wi-Fi-доступом. Популярным на селе остается обучение пожилых людей азам компьютерной грамотности.

Дети на кружке рисования в селе Минское
Фото: Портал государственных органов Костромской области

— В последние годы от ощущения некоторого уныния и грусти мы переходим к состоянию светлой надежды. Ощутимый толчок в развитии дал нацпроект «Культура». Достигнутые результаты, которые мы видим, нас окрыляют, — рассказала Марина Назина, первый заместитель департамента культуры Костромской области. — Жизнь идет вперед, и сельские клубы не стоят на месте. Где-то остаются проблемы с материально-технической базой или недостаток кадровых ресурсов, но мы стараемся привлекать в клубы молодых специалистов, общественников, искать новые, современные формы досуга. Хотим, чтобы молодежь на селе не отставала от своих сверстников из крупных городов. Всё, что мы видим на уровне страны, стараемся в своих клубах внедрять. Хотя, может быть, это происходит не так быстро и активно, как нам бы хотелось.

Привлечь и удержать

Этим летом в Костромской области впервые за 20 лет построили новый Дом культуры. Он открылся в селе Минское, всего в нескольких километрах от областной столицы. Свой клуб здесь существовал и раньше, но в конце нулевых здание признали аварийным, а затем оно и вовсе сгорело во время пожара. Только спустя десять лет досуговый центр открылся вновь.

— Здание еще новое, не обжитое, но уже сейчас мы открыли несколько секций для детей, молодежи и пожилых жителей. Сюда же перенесли и сельскую библиотеку, — рассказал «Известиям» руководитель культурно-досугового центра «Минское» Дмитрий Кузьмин. — Существуем мы всего два месяца, но планы на будущее большие. Видим, что жители соскучились по сцене, по кружкам и занятиям.

Энтузиазма и творческого запала у руководства учреждения сейчас хватает. При доме культуры, как и положено, есть свой народный хор, вокально-инструментальная студия и танцевальный класс. Школьники ходят в кружок декоративно-прикладного творчества «Домовенок», вместе с педагогом создают поделки и аппликации. Популярностью пользуется и театральная студия, которую Дмитрий Кузьмин возглавляет лично. Она открыта для всех, независимо от возраста, но наибольший интерес к актерскому искусству пока проявляют школьники. Репетиции проводятся дважды в неделю, юные артисты готовят сразу два спектакля.

Новый Дом культуры в селе Минское
Фото: Дмитрий Костерин

— Стремление к саморазвитию на селе есть, и это классно, — говорит Дмитрий Кузьмин. — Потенциальных зрителей здесь много, и наша задача их не только привлечь, но и удержать. Идеи для вдохновения черпаем из самых разных источников: интернет, книги, молодежные встречи, даже ездим по обмену опытом в другие города.

Для молодежи традиционно — кино и танцы. Каждые две недели кресла в зале сдвигаются, чтобы освободить площадку. Дискотеки здесь тематические: иногда в стиле ретро, но, бывает, включают и современные хиты. По выходным зал превращается в кинотеатр. Для показа выбирают не только развлекательные фильмы, но и серьезные — чтобы воспитывать.

Креатив в дефиците

Если относительно крупные дома культуры могут позволить себе штат из нескольких сотрудников, то сельские клубы в глуши нередко живут благодаря усилиям лишь одного человека. Здесь он и заведующий, и массовик-затейник, и уборщик. Ему в одиночку нужно подготовить артистов, написать сценарии, провести занятия в кружках, заполнить документы, формуляры и отчеты. Даже при таких объемах работы зарплата специалиста не всегда достигает 20 тыс. рублей. Очевидно, что содержать клуб в небольшой деревне для региона будет всегда невыгодно, но и бросать людей на произвол судьбы не выход. Поэтому многие вопросы здесь решают самостоятельно. Из ненужной одежды шьют костюмы, создают декорации, в чем-то помогают родственники, друзья и знакомые. Во многих случаях учреждения культуры держатся лишь на энтузиазме сотрудников.

Фото: Дмитрий Костерин

Большинство клубов работают безвозмездно. Платные услуги, если они есть, связаны с наличием дорогого оборудования или сотрудника-инструктора. Например, в случае фитнес-кабинетов, тренажерных залов или детских игровых комнат. Остаются платными сельские дискотеки, но цена там скорее символическая — 20–50 рублей. При этом сегодня всем учреждениям культуры ставят задачу переходить хотя бы на частичную самоокупаемость, а это предполагает высокое качество услуг. Очевидно, что даже на селе человек не будет платить за плохое мероприятие. И реальность такова, что далеко не все клубы, даже имея возможности и ресурсы, способны сделать досуг интересным.

Клан Павино

Село Павино расположено на северо-востоке Костромской области. Чтобы добраться туда из Костромы, нужно проехать свыше 400 км — дальше, чем до Москвы. Здесь, в глубокой провинции, люди живут не только работой, им тоже интересны премьеры кино и театра, музыкальные концерты. Они не слишком избалованы культурными мероприятиями, поэтому любой праздник, пусть даже дискотека «под радиолу», для них событие. И всё же удивлять их скучными концертами становится всё труднее.

В местном центре культуры и досуга есть большой зал на 200 человек, но аншлага здесь не видели уже давно. Хотя в клубе числится около десяти сотрудников, им хватает сил только на организацию концертов к праздничным датам. Существует кружок «Очумелые ручки», куда приходит несколько детей, и народный хор, но и там занятия проводятся нерегулярно. Открыт при ДК даже свой молодежный центр, но вся его работа сводится к раздаче скачанных из интернета листовок «против наркотиков» или «за здоровый образ жизни». Зато по отчетности, которая уходит в область, услугами культуры и спорта в Павинском районе охвачено около 90 тыс. человек, при населении меньше 4 тыс. Те, кто приезжает в село из областного центра — таких немного, но они есть, — пытаются изменить ситуацию. Журналист районной газеты Роман Смирнов живет в Павино уже третий год и много раз критиковал в своих материалах местный отдел культуры.

Павинский Дом культуры
Фото: Портал государственных органов Костромской области

— Заметно, что люди всё больше теряют к клубу интерес. Мы проводили опрос среди павинцев, и многие отмечали, что на селе не хватает мероприятий, куда можно сходить семьей. Концерты проводятся редко, а готовят их на коленке, — рассказал «Известиям» Роман Смирнов. — Хотя аппаратуру в зале недавно обновили, артисты продолжают выступать в костюмах времен царя Гороха. Из концерта в концерт перетекают старые номера, при этом в районе есть талантливые певцы и коллективы, но их попросту туда не приглашают, потому что на селе работает принцип «только свои да наши».

Дискотеки в Павино проводятся примерно раз в неделю, но заканчиваются они в 10 или 11 часов вечера. После этого молодежь разбредается по улицам, потому что идти больше некуда.

— Были случаи, когда на дискотеке ловили пьяных несовершеннолетних, случались драки. До всего этого никому нет дела. Наоборот, правду стараются замолчать: сотрудник Дома культуры, которая рассказала мне в интервью, что творится на этих дискотеках, сразу после публикации была уволена, — утверждает журналист. — Фактически молодые люди в Павино сегодня предоставлены сами себе, единственное место досуга — это улица. Оттого на селе и хулиганят: то фонари разобьют, то вазоны сломают.

Жители села рассказывают, что еще несколько лет назад, при другом руководстве, залы Дома культуры были заполнены до отказа, туда ходили как к себе домой.

Мобильный дом

Сельский Дом культуры остается важным социальным институтом, но очевидно, что сейчас находится на распутье: старые форматы постепенно уходят, а новые только разрабатываются и внедряются. Среди таких инноваций — виртуальные залы, где транслируются знаменитые театральные постановки, концерты ведущих музыкальных коллективов или кинопремьеры. Еще одним примером удачной организации досуга на селе могут стать антикафе, где молодые люди общаются, читают, играют в настольные и компьютерные игры.

Как рассказали «Известиям» в департаменте культуры Костромской области, развитие домов культуры тормозят две главные трудности. Во-первых, это устаревшее оборудование. Качество звука, света и оформление залов играют не последнюю роль, но вопрос упирается в деньги, которых в культуре, как и раньше, не слишком много. Во-вторых, нехватка кадров. Чтобы омолодить кадровый состав, департамент культуры заключает договоры с учебными заведениями. Студент получает целевое образование, но с условием, что вернется в сельский клуб и отработает там определенный срок. Тем же, кто добровольно готов переехать в деревни, стараются помочь с жильем или выплачивают подъемные.

Кинотеатр в селе Минское
Фото: Дмитрий Костерин

Специфика Костромской области такова, что это второй регион Центральной России по площади, при этом самый малонаселенный. Поэтому нести культуру в массы и донести до каждого здесь куда сложнее, чем в Ярославской, Воронежской и уж тем более Московской областях. Выход на сегодняшний день видится один — это передвижные дома культуры. Речь не о ПАЗиках, набитых декорациями, а о профессиональных автоклубах. Это большая машина, которая оснащена всем необходимым оборудованием для проведения концертов и может оперативно трансформироваться в сцену. Такие комплексы могли бы серьезно изменить ситуацию с культурой на селе. Как рассказали в региональном департаменте культуры, в 2023–2024 годах планируется оснастить такими клубами все 24 района Костромской области. Это позволило бы добраться и достучаться до каждого, независимо от того, где человек проживает — в большом селе или в маленькой деревне.