Риторика правительства России относительно внедрения электрокаров в стране изменилась: если ранее они были в приоритете, как во многих других странах, то теперь чиновники не видят в этом экономического смысла. Замминистра Минпромторга Александр Морозов поставил под сомнение ближайшие перспективы широкого внедрения электрокаров в России, призвав в первую очередь развивать производство транспорта на природном газе, поскольку он на 30% менее энергозатратен. Не будет правительство больше вводить и «нулевые» таможенные пошлины для электрокаров, выяснили «Известия». Эксперты соглашаются, что этот вид транспорта пока не может быть приоритетом для страны. Подробности — в материале «Известий».
Потеря энергии на тепло
Вопрос экологии автотранспорта при решении экологических проблем поднимался в Госдуме. Замминистра Минпромторга Александр Морозов высказался за смещения экологических приоритетов в автопроме в пользу автомобилей на газомоторном топливе, а не электромобилей, как это решили для себя страны Евросоюза, США, Китай и Япония.
«Когда мы с вами рассуждаем об электротранспорте, мы должны понимать, что в мегаполисе это означает производство электроэнергии где-то рядом: в Подмосковье либо прямо в Москве. Но законы физики таковы, что, если ты ездишь на электромобиле такой чистый, без отходов, это не значит, что их нет», — рассказал Морозов.
В качестве авторитетного примера замминистра привел результаты исследования двух немецких институтов, которые показали, что энергетическая эффективность автомобилей на газомоторном топливе существенно выше, чем у электрокара.
«Немцы сделали допущение, что электроэнергия для электромобиля выработана ТЭЦ на природном газе, после этого ее подали в сеть, она пробежала по проводам, накопилась в аккумуляторе зарядной станции, а это очень мощный и очень дорогой аккумулятор в плане утилизации. И только после этого электроэнергия передалась в аккумулятор электромобиля, который тоже очень опасен для утилизации. Затем автомобиль двигается и расходует энергию, часть ее идет на выделение тепла. Так вот в этих условиях эффективность электромобиля по сравнению с газомоторным ниже на 28% — это собственно то тепло, которое выделялось в электросетях, а потом в самом электромобиле», — рассказал Морозов.
По словам чиновника, немецкие ученые не считали количество опасных отходов, которое сформировалось в результате производства и утилизации электрических батарей, поскольку отработанные аккумуляторы электрокаров Европы утилизирует Китай. В качестве дополнительного аргумента в пользу внедрения автомобилей на газомоторном топливе, по мнению Морозова, служит то, что современные автомобили на газе без сложных доработок уже соответствуют экологическим требованиям стандарта «Евро-6».
«Когда мы говорим об электричестве, при таких просторах нашей родины, при таких отрицательных температурах зимой на большинстве территории страны, мы видим экономический смысл электромобилей только в крупнейших мегаполисах. Дальше уже есть вопросы. Когда мы говорим о газомоторном топливе — это универсальное топливо. У нас сегодня 3 тысячи бензиновых заправок и только 300 газовых, но, когда у нас будет 3 тысячи газовых заправок, вопрос доступности этого топлива будет решен, — сообщил заместитель министра. — Давайте будем откровенны: производство и утилизация батарей электромобилей стоит очень много денег и наносит колоссальный вред экологии. В этой связи, на мой взгляд, ситуация с природным газом гораздо более выгодная и экономически, и долгосрочна для нашего государства».
Электрокары нон-грата
Впрочем, окончательно отрекаться от электромобилей, внедрение которых прописано в «Стратегии развития автопрома до 2025 года», Минпромторг не готов. В пресс-службе ведомства «Известиям» пояснили, что министерство поддерживает развитие экологически чистого транспорта, как работающего на газомоторном топливе, так и с электрической силовой установкой. Однако из реальных дел пока есть только субсидия на покупку пассажирского электротранспорта: трамваев, троллейбусов, электромобилей и электробусов. С ее помощью с 2016 по 2018 год было просубсидировано производство 60 электробусов. Наравне с субсидиями на покупку электробусов (пока закупают только Москва и Санкт-Петербург) в 2020 году будет стимулироваться поставка в лизинг автобусов и прочей коммерческой техники на газомоторном топливе. С 2019 года действует субсидия производителям техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива, получателями скидки могут быть граждане и юридические лица, на этот год общий фонд субсидии — 2,5 млрд руб.
Тем не менее каких-либо специальных мер для производства легковых электрокаров пока не предусмотрено, как и облегченного импорта. В 2014–2017 годах в России ставки таможенных пошлин на ввоз легковых электромобилей снижали с 17% до 0%. Именно на эти годы приходятся наибольшие объемы ввоза электротранспорта в Россию. Но в 2018 году «нулевые» ставки не продлили. И как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга, в ближайшее время «снижение пошлин для электромобилей не предусмотрено».
Печка с трубой для электробуса
Задачу по активному развитию в России рынка газомоторного топлива федеральным министерствам и ведомствам поставил президент Владимир Путин. В связи с этим Минэнерго России совместно с компанией «Газпром газомоторное топливо» разработало проект программы «Развитие рынка газомоторного топлива», предусматривающей ряд субсидий. В частности, предполагается, что для переоборудования легкового автомобиля на газ для граждан максимальная субсидия составит 27 тыс. рублей при стоимости переоборудования 90 тыс. рублей.
Внедрение электромобилей в повестке российского правительства изначально появилось с подачи российского офиса американского консалтингового агентства McKinsey, которое в 2018 году разработало для правительства «Стратегию развития автопрома России до 2025 года». По мнению независимого консультанта по автопрому Сергея Бургазлиева (эксперт участвовал в доработке стратегии. — «Известия»), американцы просто скопировали в российскую стратегию часть своих разработок для европейских и американских заказчиков, не учитывая российской специфики. Именно поэтому в риторике правительства и появились электромобили.
«В то же время в России, где шесть месяцев в году отрицательные температуры, о каких-либо преимуществах электротранспорта говорить не приходится, поскольку большую часть энергии такой транспорт тратит на обогрев салона и батареи. Даже российские электробусы используют дизельный обогреватель салона, который из-за своих экологических характеристик фактически сводит на нет нулевой выхлоп электробуса», — отметил Бургазлиев.