Получить доступ к любому нормативно-правовому акту или отправить исковое заявление в суд можно будет, не выходя из дома. Министерство юстиции России работает над созданием федерального портала правового информирования и просвещения граждан. Как сообщили «Известиям» в ведомстве, сейчас этот вопрос прорабатывается на межведомственном уровне. Инновационные методы предоставления юридических консультаций уже внедряются в регионах, и федеральный проект позволит объединить лучшие практики субъектов, считают в Совете Федерации. А Мосгорсуд заявил о готовности участвовать в пилотном проекте по запуску сервиса подачи исковых заявлений режиме онлайн. Юристы инициативу Минюста поддерживают, но предупреждают: ее успешная реализация во многом будет зависеть от того, кто и как будет консультировать граждан.
Проводник по документам
Минюст предлагает запустить единый портал правового информирования и просвещения населения. Об этом говорится в письме ведомства в адрес главы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса. Копия документа, подписанного замминистра юстиции Денисом Новаком, имеется в распоряжении «Известий». В письме отмечается, что этот ресурс создается для освещения правовой проблематики и пропаганды ценностей права, а также информирования и правового просвещения населения.
Предположительно он будет объединять на своей платформе комплекс различного рода автоматизированных сервисов и программных продуктов, предназначенных в том числе для оказания помощи по правовым вопросам на бесплатной основе с использованием информационных технологий. При создании портала будут учитываться лучшие зарубежные практики организации и поддержки государством подобных информационных ресурсов, пояснили «Известиям» в пресс-службе Минюста.
Портал будет ориентирован прежде всего на рядового гражданина, не обладающего профессиональными юридическими познаниями, добавили в ведомстве.
Этот ресурс станет для россиян своего рода проводником по вопросам оказания юридической помощи, рассказала «Известиям» заместитель директора Научного центра правовой информации при Минюсте России Анна Смирнова.
— Есть много подобных коммерческих систем, где обычный человек в попытке найти необходимый документ всё время попадает на платную страницу, не доходя до текста нормативно-правового акта, — пояснила она. — Наш портал призван упростить людям доступ к информации. Он также поможет сориентировать их в законодательстве по разным сложным жизненным ситуациям.
Сейчас этот проект находится на межведомственном рассмотрении, решается вопрос финансирования. В частности, обсуждается возможность включения портала в программу «Цифровая экономика», уточнила Анна Смирнова.
В письме Минюста также отмечается, что идею поддержал Московский городской суд. Он выразил готовность вместе со столичными судами общей юрисдикции принять участие «в пилотном проекте по запуску сервиса подачи в режиме онлайн исковых заявлений через портал».
Сам себе юрист
О необходимости создания единого федерального портала бесплатной правовой помощи давно говорили в регионах, напомнила член комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.
— Такой единый ресурс поможет регионам обмениваться различными практиками, — рассказала «Известиям» сенатор. — Наконец, на этом портале любой житель страны сможет оперативно найти информацию о том, где он получит правовую поддержку по тому или иному вопросу как по месту своего жительства, так и по месту пребывания. По большому счету, такой портал давным-давно должен быть создан, и его адрес люди должны знать наизусть, как телефоны экстренных служб.
По словам парламентария, многие субъекты РФ идут по пути внедрения инновационных форм предоставления юридических консультаций.
— В частности, в Ростовской области, которую я представляю в верхней палате парламента, реализуется уникальный проект «Правовая помощь онлайн», — отметила Ирина Рукавишникова. — В его рамках государственные органами и их подведомственными учреждениями осуществляется постоянное правовое консультирование граждан в режиме видеосвязи с использованием ресурсов МФЦ.
Юристы идею Минюста поддерживают. В целом этот проект можно оценить как попытку повышения правовой грамотности. Но по факту надо будет смотреть, как он начнет работать и кто будет давать консультации, отметил в разговоре с «Известиями» генеральный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов.
— Идея хорошая. На государственном уровне ее предлагают не первый год. Возможно, наконец-то количество таких запросов и проблем достигло предела, и теперь проект все-таки будет реализован, — пояснил «Известиям» руководитель GR практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк.
В случае реализации всех планов министерства это будет большой шаг к повышению правовой грамотности населения, считает юрист Роман Алехин. По его мнению, с помощью такого портала каждый человек, вне зависимости от того, есть у него юридическое образование или нет, сможет без проволочек подать в суд на нарушившего его права.