Читинские обманутые дольщики готовы скинуться на самолет, чтобы повесить на него плакат с адресом недостроя и в очередной раз напомнить властям о проблеме. Они ждут обещанных квартир четыре года. Есть и те, кто ждет жилья по 10–15 лет и всё еще не знает, получит ли его после стольких лет ожидания, — их называют стародольщиками. Помогут ли им решить проблемы законы об обманутых дольщикам, принятые в июле, разбирались «Известия».
Дождавшиеся
Обманутые дольщики многоквартирного дома в столице Забайкальского края во вторник, 9 июля, вывесили на недострое плакат, чтобы привлечь внимание к проблеме. С момента, когда остановилась стройка их дома, успело смениться три руководителя региона, а квартир так и нет. У стародольщиков ожидание тянется по 10 лет и больше, за это время менялись застройщики, профильные чиновники, законы.
В Росреестре на сегодняшний день зарегистрировано более 542 тыс. договоров долевого строительства. Данные по числу проблемных объектов пока колеблются. Вице-премьер Виталий Мутко в начале недели поручил до августа завершить составление перечня проблемных домов.
Единый реестр проблемных объектов недвижимости находится в открытом доступе с 1 июля — это одна из мер по решению проблем обманутых дольщиков. В него внесли данные по 2,4 тыс. многоквартирных домов. В конце мая генпрокурор России Юрий Чайка заявлял, что сроки строительства сорваны по почти 900 объектам, а жилья ждут почти 39 тыс. человек.
На запрос о том, сколько в России стародольщиков, в Минстрое не ответили. Проблема их подсчета заключается среди прочего в том, что де-факто они обманутые дольщики, а де-юре — нет.
Новостные сводки из регионов дают понять, что по всей России (в Минстрое говорили, что только в 17 регионах нет проблем с обманутыми дольщиками) сотни людей оказались в таком положении. Для многих из них переезд в обещанное жилье всё еще имеет туманные перспективы.
Пробились на прием
14 лет не могут дождаться квартир дольщики дома по Юго-Восточному проезду в Астрахани — за это время большинство из них вышли на пенсию. На прошлой неделе они добились личного приема у врио губернатора региона Игоря Бабушкина.
Местные чиновники настаивают на создании ЖСК, дольщики против — так они потеряют статус обманутых дольщиков. «Слово «потеряли» в данном случае, на мой взгляд, не совсем корректно. Защита дольщиков через механизм ЖСК подразумевает трансформацию их прав к застройщику в права участия в кооперативе, которому, в свою очередь, будут предоставлены соответствующие права на объект незавершенного строительства и земельный участок, — объясняет адвокат коллегии «Меклер и партнер» Анатолий Никитин. — Иными словами, дольщики берут проект строительства в свои руки, и в этом случае его завершение будет осуществляться за их счет либо за счет привлеченных лиц».
Почти 300 дольщиков Новосибирска прошли по такой схеме: после банкротства застройщика, судов за право на землю они создали ЖСК, добавили по 7 тыс. рублей за каждый «квадрат», и с помощью властей привлекли инвестконтракт на 230 млн рублей. Дом все-таки достроили, ключи дольщики получили в начале июля — после 16 лет ожидания. В Хабаровске создание ЖСК не помогло дольщикам двух домов, один из которых не могут ввести в эксплуатацию с 1997 года.
Астраханские дольщики, всего 120 семей, должны были получить ключи в 2008 году. После приостановки строительства сроки переносились не единожды. На их срыв уже отреагировала и прокуратура, выдав несколько предписаний, но ситуация с мертвой точки не сдвинулась.
5 июля стало известно, что врио губернатора Астраханской области Игорь Бабушкин принял бастующих дольщиков. Источник финансирования, по его словам, уже найден. Всего потребуется свыше 1,3 млрд рублей. Более 80% средств выделит Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства, остальное — за регионом. Эти средства пойдут на достройку еще одного астраханского долгостроя на улице Студенческой, где квартир ждут еще порядка сотни человек.
Согласно «дорожной карте», строительство завершится к 2021 году.
Силовой метод
Случай в Томске — один из тех, где создание ЖСК принесло проблемы. Первые жильцы многоквартирного дома на Нефтяной улице, 3, должны быть въехать в новое жилье еще летом 2010 года. Квартир они не увидели до сих пор. Застройщиком выступала компания «Рекон», и, как и в десятке похожих случаев, она обанкротилась.
«Когда мы попросили помощи у властей, то нам сказали организовать ЖСК, чтобы достроить дом. Но по этой причине нам отказали в присвоении статуса обманутых дольщиков», — рассказывала одна из пострадавших.
Уголовное дело против директора строительной компании Владимира Петровского было прекращено за истечением срока давности. Пять лет назад между двумя застройщиками и администрацией города было заключено соглашение, согласно которому земельный участок за 164 млн рублей отошел компании ТДСК. Средства должны были пойти на достройку, но объект так и не был сдан.
После образования ЖСК денег на достройку собрать не удалось. Попытка продать объект незавершенного строительства провалилась. Положение усложнил конфликт с мэрией и соседями — территория около дома нужна для проезда к ближайшим домам, в том числе машин «скорой». Но люди забастовали и перегородили проезд бетонными блоками, опасаясь, что тогда их дом точно не достроят. «Вы хотите сесть в тюрьму? Мне нетрудно, я смогу пройти пару метров до своей машины, но если что-то случится с моим ребенком и к нему не доедет скорая помощь, то вы все сядете», — грозились жители соседних домов.
Автор цитаты
Дольщики Нефтяной, 3, отказались отступаться и напомнили: «У нас четыре человека уже умерли в ожидании достройки дома».
Кроме того, суд отказался выдавать ЖСК разрешение на строительство. Выдали его в июне — после того как дольщики развернули палаточный лагерь в знак протеста. «Мы встретились с председателем и членами ЖСК, прокуратурой, специалистами областной, городской администраций и приняли решение о том, что в течение часа разрешение будет выдано. Решение могло быть принято в конце 2018 года или начале 2019 года, но по странным причинам решение вопроса было переведено в судебную плоскость», — заявил замгубернатора Евгений Паршуто.
Теперь обещают решить проблему до 2021 года — в первой волне будут жители долгостроя по той же улице, но из другого дома. По мнению руководителя GR-практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрия Лесняка, статус ЖСК не должен помешать получить помощь.
«В конкретной ситуации суд должен будет установить юридический факт того, что они являются обманутыми дольщиками, которые совершили те или иные действия, имеющие юридические последствия, формально теперь не подпадающие под статус обманутых дольщиков», — говорит юрист.
15 лет до сноса
Томская стройка стоит заброшенной, как и с десятки других недостроев по всей России. Так было и с домом на улице Челнокова в Калининграде. С 2002 года его строила компания «Калининграджилстрой». «Все знают про эту трагедию, а по-другому я это не назову, — признавал мэр Калининграда Александр Ярошук. — Тогда было очень много людей обмануто, которых привлекла низкая цена за квадратный метр, но...»
Но бетонный скелет, как называют подобные долгострои, простоял бесхозным больше 10 лет. В 2016 году его было решено снести — объект стал аварийным, бетон начал рассыпаться, арматура не выдерживала. На его месте решили построить другие высотки, а 236 дольщиков расселить по другим районам или дать им жилье в будущих новостройках, если дождутся. Компания, которая взяла на себя обязательство по расселению дольщиков, выкупает готовые новостройки у других застройщиков — это быстрее, чем строить с нуля.
Они до сих пор получают жилье — небольшими группками. Всего за последние три года квартиры наконец выдали 145 семьям, сообщалось в апреле. В том месяце еще 14 семей дольщиков «Калининграджилстроя» получили ключи от квартир, в феврале — 10. За 16 лет ожидания многое в жизни людей поменялось: за кого-то получают ключи дети, а кто-то ведет за руки внуков, которых при покупке квартир еще не могло быть. Одна из клиенток «Калининграджилстроя» на 15 лет отложила переезд и квартиры ждала на противоположной части страны — на Курилах.
Спасительный круг
Чтобы остановить историю с обманутыми дольщиками, власти запретили привычный механизм строительства «с котлована». Теперь строительная отрасль будет работать по эскроу-счетам: покупатели отдают деньги банку, тот хранит их до выдачи квартиры, а застройщик ведет строительство либо на свои деньги, либо на кредитные, привлеченные от того же банка. Этот механизм должен исключить появление новых обманутых дольщиков, однако не решает проблему с теми, кто уже оказался в бедственном положении.
В конце июня президент подписал закон, согласно которому субъекты смогу создавать региональные фонды для завершения строительства проблемных объектов — некоммерческие организации, которые будут финансироваться из бюджета различных уровней.
«С одной стороны, предлагаемый закон безусловно повысит уровень защищенности вложений участников долевого строительства, поскольку предполагает, в случае несостоятельности застройщика, достройку объекта незавершенного строительства либо выплату компенсаций за счет средств фонда», — отмечает адвокат Анатолий Никитин. Но есть и другая сторона — это повлечет издержки со стороны застройщиков, что в итоге отразится на конечной стоимости недвижимости.
Автор цитаты
«Таким образом, понижение финансовых рисков для граждан — участников долевого строительства будет осуществляться преимущественно за их собственный счет», — отмечает юрист.
10 июля Совфед одобрил поправки в бюджет на 2019 год, согласно которым на достройку домов дольщиков будет выделено 36 млрд рублей, на поручительства по выдаче кредитов на эти работу или рефинансирование застройщиков — дополнительно 2 млрд. До 15 июля собираются заявки из регионов на выделение помощи, после чего в вопросе достройки проблемных домов появится больше ясности.