Бывшему главе «Автодора» Сергею Кельбаху грозит реальный срок заключения, считают опрошенные «Известиями» юристы. Топ-менеджера, занимающего сейчас должность советника главы РЖД, подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями. По версии следователей, он необоснованно использовал бюджетные деньги и средства Фонда национального благосостояния, предназначенные для строительства ЦКАД. Сроки сдачи 500-километровой дороги переносились несколько раз. Стоимость проекта за несколько лет увеличилась почти на 20 млрд рублей. Ущерб от действий бывшего главы «Автодора» оценивается в сумму более 2 млрд рублей. Обвинение Сергею Кельбаху пока не предъявлено, он в статусе подозреваемого, сказали «Известиям» в Следственном комитете.
Тяжкая доля
Против бывшего главы госкомпании «Автодор» –– оператора платных дорог в России –– Сергея Кельбаха возбуждено уголовное дело по итогам проверок, проводившихся в прошлом году, сообщил вчера генеральный прокурор России Юрий Чайка. Он уточнил, что речь идет о превышении должностных полномочий при реализации проекта по строительству Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области.
Официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной уточнил «Известиям», что расследуется уголовное дело по части 3 статьи 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»). Он добавил, что оно было возбуждено еще 11 марта Следственным комитетом (СК) с учетом выявленных Генпрокуратурой совместно со Счетной палатой нарушений «по фактам неправомерного расходования авансовых платежей при строительстве». Сергею Кельбаху грозит до 10 лет лишения свободы.
Возбуждение уголовного дела против экс-главы «Автодора» подтвердили и в Следственном комитете.
«По данным следствия, Кельбах, занимая должность председателя правления государственной компании «Российские автомобильные дороги», в 2015 году согласовал незаконную оплату ООО «Кольцевая магистраль» комиссии за банковскую гарантию в размере 3,9 млн рублей в АО «Газпромбанк» и неправомерное предоставление в 2017 году дополнительного аванса АО «Крокус Интернешнл» в размере 2 млрд рублей», — говорится в сообщении СК.
ООО «Кольцевая магистраль» и АО «Крокус Интернешнл» — подрядчики двух пусковых комплексов ЦКАД. Таким образом, полагают следователи, топ-менеджер необоснованно использовал бюджетные деньги и средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), предназначенные для строительства Центральной кольцевой автодороги в 2014–2018 годах.
В СК «Известиям» сообщили, что Сергей Кельбах находится в статусе подозреваемого. Мера пресечения может быть назначена судом только после официального предъявления обвинения.
Дозвониться до экс-главы «Автодора» не удалось.
Часть 3 статьи 285 УК РФ предполагает, что действия должностного лица повлекли тяжкие последствия, в этом случае обвиняемый, как правило, получает реальный срок, сказал «Известиям» председатель Московской коллегии адвокатов «Александр Тонконог и партнеры» Александр Тонконог.
Аналогичной точки зрения придерживается адвокат BMS Law Firm Татьяна Пашкевич.
— Вынесение приговора с реальным сроком вполне вероятно, –– сказала она.
Однако, по словам Александра Тонконога, следователям предстоит доказать наличие злого умысла в действиях бывшего руководителя «Автодора».
— Если мы говорим о ЦКАД, то речь идет об огромном количестве заказов и подрядчиков, которых руководитель организации не может контролировать. В этом случае он делегирует свои полномочия, — отметил он.
Дорогой длинною
Сергей Кельбах занимал должность председателя правления «Автодора» с декабря 2011-го. В феврале этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отправил его в отставку. Официально сообщалось, что топ-менеджер был освобожден от должности по собственному желанию. Позднее стало известно о его назначении советником главы «Российских железных дорог». Как рассказали «Известиям» два источника, знакомых с ситуацией, Сергей Кельбах до сих пор продолжает работать в РЖД. В компании отказались от комментариев.
Новым главой «Автодора» был назначен Вячеслав Петушенко, который с августа 2018 года занимал должность первого зампреда правления госкомпании.
Как сообщили в «Автодоре», компания предоставила все необходимые материалы уполномоченным органам.
— Информацией о проводимых следственных мероприятиях в отношении бывших сотрудников государственная компания не располагает. Какие-либо процессуальные решения в отношении действующего руководства правоохранительными органами не принимались, — пояснили в пресс-службе.
Как писали «Известия», о том, что к работе «Автодора» есть большие вопросы, стало известно еще в 2017 году. В отрасли предрекали его отставку после проверок Счетной палаты, которая обрушилась на госкомпанию с критикой именно по поводу срыва сроков. В проект ЦКАД планировалось вложить 300 млрд рублей. Сдать 500-километровую дорогу планировалось в 2018 году, первые лоты были разыграны еще в 2014-м. Однако сроки несколько раз переносились. За несколько лет проект подорожал почти на 20 млрд рублей. В настоящее время запущено движение только на трехкилометровом участке в обход Звенигорода.
Осенью 2018 года на проблему со строительством ЦКАД обратил внимание президент России Владимир Путин. Глава государства поручил Генпрокуратуре, СК и СП проверить соблюдение «интересов РФ при заключении и выполнении госконтрактов и обоснованности увеличения стоимости строительства».
В своем майском докладе Счетная палата признала итоги деятельности госкомпании в 2018-м худшими за последние 10 лет. В заключении аудиторов подчеркивалось, что «Автодор» не закончил строительство и реконструкцию 320 км дорожного полотна –– более половины от плановых показателей за прошлый год. По данным СП, компания, несмотря на низкую эффективность использования госсубсидии в 75 млрд рублей (всего 45%), израсходовала деньги из казны фактически полностью. Это произошло в связи с выплатой авансов компаниям-подрядчикам в конце года.
В начале этого года госкомпания попросила Минтранс в очередной раз перенести сроки завершения работ по ЦКАД. На сегодняшний день дедлайн — 2021 год.
Сроки почти наверняка снова будут сдвинуты, сказал «Известиям» глава агентства Infranews Алексей Безбородов.
— Не исключено, что проект будет в целом трансформироваться под реально существующие грузопотоки, например, транспортные хорды от окраин Московской области в соседние субъекты РФ, –– полагает эксперт.
У «Автодора» есть проблемы и с другим ключевым проектом –– строительством скоростной дороги М-11 Москва–Петербург, сроки завершения которой также неоднократно сдвигались. Но этот проект не фигурировал в проверках СП и Генпрокуратуры.