Мировая цена на золото в середине июня достигла максимума за почти шесть лет. Интерес к благородному металлу вновь подскочил благодаря политике ФРС США и продолжающейся активности Центробанков России и Китая. Хотя обладатели золотых слитков, несомненно, рады росту цен на металл, его подорожание может оказаться симптомом чего-то более грозного — как это показывает исторический опыт. Подробности — в материале «Известий».
С места в карьер
До последних недель золото считалось одним из самых «скучных» активов мирового финансового рынка. Цены практически не менялись, вращаясь вокруг отметки около $1300 за тройскую унцию, а объемы сделок были более чем скромными. По сравнению с безумием, которое регулярно охватывает, например, рынок биткоина («нового золота»), всё это казалось мелким шевелением. И вот в июне ситуация резко изменилась.
В ходе торгов в четверг, 20 июня, стоимость тройской унции (около 30 г) подскочила до $1415, после чего немного отступила к отметке в $1400. Это самый высокий уровень с лета 2013 года — после даже переход отметки в $1350 был невозможен. И с высокой долей вероятности можно предполагать, что драгоценный металл на этом не остановится.
По прогнозу аналитиков Citigroup, преодоление отметки в $1500 выглядит вполне реально, в то время как другие специалисты предсказывают рост до $1700. Это уже очень близко к показателям исторических максимумов, установленных в начале текущего десятилетия.
По секрету — всему свету
Что стало причиной такого взлета цен в последние дни? Агентство Bloomberg отмечает, что ключевым фактором стали комментарии председателя Федеральной резервной системы Джерома Пауэлла. Хотя Федрезерв пока не решился понизить ставку рефинансирования, он отбросил упоминания о том, что должен быть «сдержанным» в отношении роста процентов по кредитам. Это означает, что цикл повышения ставок завершен, и в обозримом будущем стоит ожидать обратного процесса. В свою очередь, снижение базовой ставки роняет доллар и повышает интерес к активам, не приносящим процентного дохода, в числе которых ключевым является золото.
На самом деле Пауэлл и ФРС не одиноки в своем желании снова начать смягчать денежно-кредитную политику — это, судя по всему, всемирный тренд. Председатель ЕЦБ Марио Драги ранее заявил, что экономике Европы «нужен дополнительный стимул», что также означает либо снижение ставки, либо какой-то другой впрыск денег в финансовую систему. Его японский коллега Харухико Кирода присоединился к намерениям смягчить политику — при условии, что экономика не будет достигать поставленных регулятором целей. Таким образом, весь мир готовится залить в баки финансовой системы побольше кредитного топлива — и это та самая ситуация, при которой золото будет чувствовать себя хорошо.
В поиске тихой гавани
Инвесторов в золото (которые на неделе принесли $3 млрд в фонды) беспокоят, впрочем, не только высказывания по денежно-кредитной политике глав Центробанков, но и политическая ситуация, которая в последнее время продолжила обостряться. Например, обстановка вокруг обстрела танкеров в Оманском заливе, а затем и уничтожение иранскими силами американского беспилотника, в результате чего президент США Дональд Трамп сначала велел атаковать Иран, а затем отменил свой указ. В эту же колею ложится неопределенность с торговой войной США и Китая, которая намекает на рост международной нестабильности. При последней совершенно разумно уходить в «тихие гавани», одной из которых драгоценные металлы являлись всегда.
В целом же золото заметно подросло с прошлой осени, когда цена унции опускалась ниже $1200 за баррель. И это свидетельствует о реакции уже на более длительные тенденции. Например, скупку драгоценных металлов рядом мировых Центробанков, которая всё еще далека от завершения.
Так, Народный банк Китая в мае показал чистые покупки золота шестой месяц подряд. Согласно данным Всемирного совета по золоту (WGC), по итогам I квартала Центробанки приобрели 145 т металла, что является лучшим показателем с 2013 года. Крупнейшим покупателем вновь стала Россия — увеличение составило 55 т вдобавок к 274 т, купленным в прошлом году. Таким образом, российский золотой запас достиг 2168 т, что в денежном выражении составляет около 19% всех международных резервов страны. Кроме того, закупками активно занимались Турция, Казахстан, Катар и Колумбия.
В предчувствии кризиса
Столь массовая скупка не могла не повлиять на более широкий спрос на драгоценный металл, как со стороны частных и институциональных инвесторов, так и промышленности. Хотя добыча золота растет каждый год, происходит это довольно медленно — не более чем на 1–2%. Снижения спроса на горизонте не намечается — драгоценный металл по-прежнему интересен потребителям из Китая, Индии и многих других развивающихся стран, вряд ли этот рынок будет насыщен в обозримом будущем.
Наконец, мировые финансовые рынки по-прежнему живут в опасении перед окончанием нынешнего периода экономического роста. Как показывает история, обычно финансисты «что-то чувствуют», когда цикл заканчивается. Особенно ярко это проявляется в спросе и ценах на золото. Классический пример — стабильное и неуклонное подорожание золота в 2006–2007 годах, прямо перед глобальным финансовым кризисом. Едва ли больше чем за полтора года металл подорожал практически в два раза и приостановил рост только тогда, когда паника уже распространилась по рынку.
Заметим, что в отличие от других активов в разгар кризиса, когда все стали массово «выходить в кэш», золото в значительной степени удержало позиции, потеряв по сравнению с пиком всего 10–20% стоимости.
Нынешняя ситуация может быть похожей. Пока никто не понимает, откуда придет новый финансовый кризис. Разнообразные данные о слабости экономики поступают из США, Китая и из стран Евросоюза. К примеру, в июне по предварительным данным промышленный рост в Америке снизился почти до нуля. В Германии аналогичный показатель рухнул почти на 2%, а экспорт — на 3,7%.
Говорить, что это какой-то набат, возвещающий немедленное наступление кризиса, пока рано — это могут оказаться и конъюнктурные колебания. Но накопление таких данных вкупе с затянувшимся периодом роста, пусть и медленного, экономики (уже почти девять лет) заставляет инвесторов пересмотреть свою политику.
И старомодное золото оказывается весьма кстати, несмотря на многочисленные пророчества о том, что «новым золотом» могут стать криптовалюты. Пока на их стороне энтузиазм молодых инвесторов, но это не те характеристики, с которыми можно рассчитывать на завоевание статуса «тихой гавани».